- динамика полёта
дина́мика полёта раздел аэромеханики, изучающий динамические свойства и движение летательного аппарата различного назначения. В Д. п. исследуется движение летательного аппарата как в целом по траектории (траекторное движение), так и движение относительно его центра масс в установившемся и переходном режимах, а также при наличии разного рода возмущений (возмущённое движение), устойчивость летательного аппарата на различных режимах полёта (см. также Режимы летательного аппарата) и его управляемость, как при использовании «классических органов управления, так и «новых», появившихся в 80-х гг. (см. Непосредственное управление подъёмной и боковой силами).
Все возрастающая скорость полёта и улучшающаяся манёвренность летательного аппарата оставляет пилоту всё меньше времени на принятие решения, и его исполнение требует все более широкого использования автоматики. Поэтому в Д. п. значительное внимание уделяется синтезу систем управления (см. Автоматическое управление) и эргономике (см. Эргономика авиационная) системы «летательный аппарат человек» (см. Лётчик), разработке систем улучшения устойчивости и управляемости.
Существенное место в Д. п. отводится разработке методов создания и создания летательного аппарата с заданными лётно-техническими характеристиками (см. Аэродинамический расчёт). Рост скоростей полёта и нагрузок на летательный аппарат и его элементы (крыло и т. п.) привели к тому, что стало необходимым учитывать и в определенной мере исключать влияние на летно-технические характеристики летательного аппарата его упругих свойств (см. Аэроупругость). Быстрое развитие средств автоматики позволили приступить к разработке и в конце 80-х гг. создать первые системы, учитывающие это влияние, активные системы управления.
Решение возникающих в Д. п. задач базируется на знании и выборе аэродинамических характеристик летательного аппарата (см. также статью Аэродинамика, Аэродинамические силы и моменты); параметров силовой установки (типа двигателей авиационных, тяги или мощности двигателей, их зависимости от высоты и скорости полёта см. Характеристики двигателя); взаимного расположения элементов летательного аппарата (крыла, оперения, двигателей и т. п. см. Аэродинамическая схема); характеристик атмосферы (см., например, Атмосферное возмущение, Сдвиг ветра); характеристик и состава бортового и наземного оборудования (см., например, Бортовое оборудование, Бустерное управление, Электродистанционная система управления). При этом проектируемые и разрабатываемые устройству и системы апробируются в виде моделей в аэродинамических трубах и других экспериментальных установках, при полунатурном моделировании на пилотажных стендах, натурных испытаниях в лётных исследованиях и доводятся в процессе лётных испытаний.
Математической основой Д. п. являются теоретическая механика (см., например, Уравнения движения), теории устойчивости и систем автоматического регулирования, методы оптимизации и статистические методы анализа и синтеза динамических систем.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.