- сдвиг ветра
Рис. 1. Схема воздушных потоков при прохождении грозового облака.
сдвиг ве́тра атмосферное возмущение, при котором скорость ветра резко меняется по значению или (и) направлению вдоль траектории полёта летательного аппарата (рис. 1). С. в. численно определяют как отношение разности ΔWg составляющих скорости ветра в земной системе координат в двух точках траектории к разности координат этих точек (обычно С. в. связывают с изменением горизонтальных составляющих ветра Wxg, Wzg; изменение скорости вертикального потока Wyg по высоте полёта чаще называют градиентным изменением скорости потока). Различают вертикальный С. в. (С. в. по высоте полёта) изменение скорости ветра, отнесённое к изменению ΔH высоты H полёта (например, ΔWxg/ΔH сдвиг попутного или встречного ветра по высоте полёта), и С. в. по траектории полёта отношение приращения скорости ветра к изменению ΔL расстояния (например, Wzg/ΔL).
Значительные С. в. наблюдаются, как правило, в нижних слоях атмосферы (H = 0100 м, рис. 2) при прохождении грозовых и термальных атмосферных фронтов и чаще возникают в районах со сложным рельефом местности. Наличие С. в. приводит к изменению воздушной скорости и угла атаки летательного аппарата, что вызывает изменение аэродинамических сил и моментов, а в результате к нежелательному отклонению траектории полёта от заданной. С. в. усложняет взлёт и посадку летательного аппарата (например, при значении вертикального С. в. свыше 0,15 с‑1 при заходе на посадку могут возникнуть опасные скорости снижения самолёта). Повышение безопасности полёта при ручном управлении самолётом в этих условиях обеспечивается путём управления скоростью полёта с помощью тяги двигателей (при посадке) и изменения градиента набора высоты (на взлёте). Большое значение при этом имеет своевременное поступление информации о наличии С. в., получаемой от бортовых или наземных средств. Оперативные и правильные действия лётчика позволяют обеспечить безопасность полёта даже при сильных вертикальных С. в. (до ΔWxg/ΔH0,2 с‑1), однако основной путь повышения безопасности полёта летательного аппарата в условиях С. в. использование автоматических устройств в системе управления.
А. Г. Обрубов.
Рис. 2. Измеренные зависимости скорости попутного или встречного ветра от высоты.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.