- «Де Хэвилленд оф Канада»
Рис. 1. Пассажирский самолёт Де Хэвилленд оф Канада DHC‑7.
«Де Хэ́вилленд оф Кана́да» (De Havilland Aircraft of Canada Ltd, DHC) самолётостроительная фирма Канады. Основана в 1928 как филиал фирмы «Де Хэвилленд», в 1960 вошла в состав концерна «Хокер Сидли», с 1974 государственная фирма. В 1986 стала отделением канадского филиала фирмы «Боинг». До конца 2-й мировой войны выпускала самолёты основной фирмы (в том числе построила 1134 самолёта D.H.98 «Москито»). затем перешла на разработку и производство собственных моделей. После тренировочного самолёта DHC-1 «Чипманк» (первый полёт в 1946) был создан ряд лёгких транспортных самолётов короткого взлёта и посадки гражданских и военных вариантов: с поршневым двигателем DHC-2 «Бивер» (1947), DHC-3 «Оттер» (1951), DHC-4 «Карибу» (1958); с турбо винтовым двигателем ОНС-2 «Турбо бивер» (1963), DHC-5 «Баффало» (1964) и DHC-6 «Туин оттер» (1965). Для коротких авиалиний созданы малошумные пассажирские самолёты короткого взлёта и посадки «Дэш» 7 (1975, см. рис. 1) и «Дэш» 8 (1983, см. рис. 2). К концу 1986 число выпущенных самолётов достигло 7000, из них 3791 собственно разработки. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблице. В 1991 фирма закуплена консорциумом «АТР».
Ю. Я. Шилов.
Таблица. Самолёты фирмы «Де Хэвилленд оф Канада».
Основные данные Военно-транспортные Пассажирские DHC-4 DHC-5 DHC-6 «Дэш» 7 «Дэш»8-100 Первый полёт, год 1958 1964 1965 1975 1963 Число и тип двигателей 2 ПД 2 ТВД 2 ТВД 4 ТВД 2 ТВД Мощность двигателя, кВт 1080 2130 433 835 1340 Длина самолёта, м 22,12 23,6 15,1 24,58 22,25 Высота самолёта, м 9,7 8,7 5,7 7,98 7,62 Размах крыла, м 29,15 29,3 19,8 28,35 25,6 Площадь крыла, м2 84,7 88 39,02 80 54,35 Взлётная масса, т 12,9 18,6 5 19,96 13,84 Масса снаряжённого самолёта, т 8,3 10,5 2,8 12,36 9,15 Максимальное число пассажиров (солдат) 32 41 18 54 36 Максимальная коммерческая (перевозимая) нагрузка, т 3,96 6,3 1,9 5,13 3,65 Дальность полета при максимальной нагрузке, км 1213 815 360 1260 1110 Нагрузка при максимальном запасе топлива, т 2,2 1,815 1,4 2,86 1,815 Дальность полета при максимальном запасе топлива, км 2100 3500 1600 2930 2410 Максимальная крейсерская скорость полёта, км/ч 347 435 300 430 500 Экипаж, чел. 3 3 2 2 2
Рис. 2. Пассажирский самолёт «Дэш» 8-300.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.