- «Боинг»
Рис. 1. Пассажирский самолёт Боинг 247.
«Бо́инг» (Boeing Co.) одна из крупнейших фирм авиаракетно-космической промышленности США. Ведёт начало от основанной в 1916 У. Боингом фирмы «Боинг эрплейн» (Boeing Airplane Co.). современное название с 1961. Имеет отделения гражданских самолётов, военных самолётов, аэрокосмическое, вертолётное («Боинг геликоптер»), филиал в Канаде «Боинг оф Канада» (Boeing of Canada), включивший купленную в 1986 фирму «Де Хэвилленд оф Канада». В годы 1-й мировой войны фирма «Б.» выпускала учебные самолёты, бомбардировщики, почтовые самолёты, разведчики, торпедоносцы, истребители, в том числе бипланы PW-9, Р-12, моноплан Р-26. В 1930 создан скоростной почтовый самолёт с убирающимся шасси «Мономейл» и на его основе в 1931 опытный бомбардировщик B-9, в 1933 цельнометаллический пассажирский самолёт Боинг 247 (рис. 1), в 1936 начато производство учебного самолёта «Кадет» (выпущено свыше 10 тыс.), в 1938 построены самолёт Боинг 307 с герметической пассажирской кабиной (рис. 2) и летающая лодка Боинг 314 на 74 пассажира. К известным самолётам фирмы относятся стратегические бомбардировщики В-17 «Флайинг фортресс» «Летающая крепость» (первый полёт в 1935, построено 12731, широко применялись во 2-й мировой войне, рис. 3), В-29 «Суперфортресс» (1942, построено 3970, с этих самолётов были сброшены первые атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, рис. 4), В-50 (1947). С декабря 1941 по август 1945 фирма выпустила 16 149 военных самолётов. На основе В-29 созданы военно-транспортный самолёт C-97 (1944), пассажирский самолёт «Стратокрузер» и заправщик KC-97. Большими сериями выпускались реактивные стратегические бомбардировщики В-47 «Стратоджет» с шестью турбореактивными двигателями (1947, свыше 2 тыс.) и В-52 «Стратофортресс» (1952, рис. 5). Фирма является крупнейшим в мире производителем реактивных транспортных самолётов. Первым в США реактивным пассажирским самолётом был Боинг 707 (1954, в эксплуатации с 1958, к 1990 построено около 1000 с учётом усовершенствованных и военных вариантов, рис. 6); на его основе создан заправщик KC-135 (рис. 7). Затем началось производство самолётов Боинг 727 (1963, выпускался до 1984, построено 1832, рис. 8).
Широкое распространение получили пассажирские самолёты Боинг 737 (1967, рис. 9), Боинг 747 (1969, первый американский широкофюзеляжный самолёт, рис. 10), Боинг 757 (1982) и Боинг 767 (1981, рис. 11), к 1 сентября 1991 выпущено 2106, 868, 388 и 386 соответственно, общее число выпущенных реактивных самолётов составило около 6500. На основе гражданских моделей созданы военные самолёты: E-3 «Сентри» (носитель системы дальнего радиолокационного обнаружения, рис. 12), E-4 (воздушный командный пост), E-6 (для дальней радиосвязи с подводными лодками), E-8 (носитель радиолокационной системы обнаружения и управления). В 1976 построен опытный военно-транспортный самолёт короткого взлёта и посадки YC-14. На фирме разработана крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B, широко известны многоцелевые и транспортные вертолёты двухвинтовой продольной схемы «Чинук», «Си найт» и др. (см. «Боинг вертол»). Основные программы 80-х гг.: производство пассажирских самолётов Боинг 737, 747, 757, 767 (рис. 1316), «Дэш» 8, самолёта E-3, крылатых ракет, модернизация самолётов В-52 и KC-135, постройка беспилотного высотного разведывательного самолёта «Кондор» (рис. 17), участие в программах стратегического бомбардировщика В-1В и В-2, истребителя ATF (YF-22), самолёт вертикального взлёта и посадки V-22 «Оспри», лёгкого вертолёта LH, межконтинентальной баллистической ракеты MX, орбитальной станции «Фридом», разработка проектов новых транспортных самолётов с турбовинтовентиляторным двигателем и турбореактивным двухконтурным двигателем. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблицах 1 и 2.
Ю. Я. Шилов.
Таблица 1. Бомбардировщики фирмы «Боинг».
* Данные до начала модификации самолёта в носитель крылатых ракет.Основные данные B-17G B-29B B-47E B-52G* B-52H* Первый полёт, год 1943 1942 1953 1958 1961 Число и тип двигателей 4 ПД 4 ПД 6 ТРД 8 ТРД 8 ТРДД Мощность двигателя, кВт 895 1640 Тяга двигателя, кН 26,7 61,3 75,6 Длина самолёта, м 22,7 30,18 33,48 48,03 47,5 Высота самолёта, м 5,82 9,02 8,51 12,4 12,4 Размах крыла, м 31,62 43,05 35,36 56,39 56,39 Площадь крыла, м2 131,9 161,3 132,7 371,6 371,6 Взлетная масса, т: нормальная 24,95 перегрузочная 29,71 62,37 93,76 221,5 227229 Масса пустого самолёта, т 16,39 31,4 36,63 78,6 свыше 80 Бомбовая нагрузка, т: нормальная 2,72 свыше 9,1 свыше 9,1 перегрузочная 7,98 9,07 9,07 до 30 23 Максимальная дальность полёта, км 5200 6760 6440 12 070 свыше 16 000 Максимальная скорость полёта, км/ч 462 586 976 960 960 Потолок, м 10 850 9750 12 340 16 760 17 000 Экипаж, чел. 810 10 3 6 6 Вооружение: пушки 2×20 мм 1×20 мм пулемёты 13×12,7 мм 11×12,7 мм 4×12,7 мм Таблица 2. Гражданские самолёты «Боинг».
* Усовершенствованный вариант.Основные данные 707-120B 707-320B 727-200* 737-200* 737-300 737-400 737-500 Первый полёт, год 1960 1962 1972 1971 1984 1988 1989 Число и тип двигателей 4 ТРД 4 ТРДД 3 ТРДД 2 ТРДД 2 ТРДД 2 ТРДД 2 ТРДД Тяга двигателя, кН 75,6 80,1 71,2 71,2 97,9 97,9 89 Длина самолёта, м 44 46,6 46,7 30,53 33,4 36,4 31 Высота самолёта, м 12,8 12,9 10,4 11,3 11,1 11,1 11,1 Размах крыла, м 39,9 44,4 32,9 28,35 28,9 28,9 28,9 Площадь крыла, м2 226 274 153,3 102 105,4 105,4 105,4 Максимальная ширина фюзеляжа, м 3,76 3,76 3,76 3,76 3,76 3,76 3,76 Взлётная масса, т 117 148,3 95,03 53,07 56,47 62,82 52,39 Масса снаряжённого самолёта, т 54,8 62,7 46,16 27,4 31,65 34,47 30,90 Максимальное число пассажиров 174 189 189 130 149 168 132 Максимальная коммерческая нагрузка, т 21,5 23,6 18,6 15,69 16,03 17,74 15,63 Дальность полёта при максимальной коммерческой нагрузке, км 6820 9700 5371 3084 2923 3611 2519 Коммерческая нагрузка при увеличенном запасе топлива, т 14,35 12,8 16,37 10,05 8,7 13,2 5,28 Максимальная дальность полёта при увеличенном запасе топлива, км 8500 12 300 6020 5269 5902 5241 6389 Крейсерская скорость полёта, км/ч 850900 865965 865982 865982 794908 797912 795912 Экипаж, чел. 4 45 3 2 2 2 2 Продолжение таблицы 2.
Основные данные 747-200B 747SP 747-300 747-400 757-200 767-300 Первый полет 1970 1975 1983 1988 1982 1986 Число и тип двигателей 4 ТРДД 4 ТРДД 4 ТРДД 4 ТРДД 2 ТРДД 2 ТРДД Тяга двигателя, кН 244 209 244 252 178 224 Длина самолёта, м 70,7 56,3 70,7 70,7 47,32 54,9 Высота самолёта, м 19,3 20 19,3 19,3 13,56 15,9 Размах крыла, м 59,9 59,6 59,6 64,3 38,05 47,6 Площадь крыла, м2 512 512 512 525 185,25 283,3 Максимальная ширина фюзеляжа, м 6,5 6,5 6,5 6,5 3,76 6,03 Взлетная масса, т 377,85 317,52 377,85 394,63 108,8 159,21 Масса снаряжённого самолёта, т 170,4 147,97 174,04 177,67 58,26 87,14 Максимальное число пассажиров 550 440 660 660 239 Максимальная коммерческая нагрузка, т 68,63 38 68,63 65 26,1 Дальность полёта при максимальной коммерческой нагрузке, км 11 000 12 240 10 500 12 700 5840 5980 Коммерческая нагрузка при увеличенном запасе топлива, т 43,11 15,76 39,12 41,97 17,2 21,14 Максимальная дальность полёта при увеличенном запасе топлива, км 13690 15150 13590 15390 8460 9965 Крейсерская скорость полёта, км/ч 896-939 905-935 907-939 907939 850-935 850-900 Экипаж, чел. 3 3 3 2 2 2
Рис. 2. Пассажирский самолёт Боинг 307.
Рис. 3. Бомбардировщик Боинг B‑17 «Флайинг фортресс».
Рис. 4. Бомбардировщик Боинг B‑29 «Суперфортресс».
Рис. 5. Бомбардировщик Боинг B‑52 «Стратофортресс».
Рис. 6. Пассажирский самолёт Боинг 707.
Рис. 7. Самолёт-заправщик КС-135.
Рис. 8. Пассажирский самолёт Боинг 727.
Рис. 9. Пассажирский Самолёт Боинг 737.
Рис. 10. Пассажирский самолёт Боинг 747.
Рис. 11. Пассажирский самолёт Боинг 767.
Рис. 12. Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Боинг E‑3 «Сентри».
Рис. 13. Пассажирский самолёт Боинг 737-300.
Рис. 14. Пассажирский самолёт Боинг 747-400.
Рис. 15. Пассажирский самолёт Боинг 757-200.
Рис. 16. Пассажирский самолёт Боинг 767-300.
Рис. 17. Разведывательный самолёт «Кондор».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.