- заброс по перегрузке
Рис.
забро́с по перегру́зке характеристика устойчивости летательного аппарата и его управляемости. Термин «З. по п.» обычно используют при рассмотрении короткопериодического продольного движения, описываемого характеристическим уравнением вида p2 + 2ξp + ω02 = 0 (ξ декремент затухания колебаний, ω0 недемпфированная частота колебаний летательного аппарата). В практике обычно пользуются понятием относительного заброса по нормальной перегрузке () на ступенчатое отклонение xв рычага управления продольным движением:
,
где Δn y max значение приращения (относительно ny = 1,0) перегрузки в первом максимуме (см. рис.), Δny уст установившееся значение приращения перегрузки после окончания переходного процесса, то есть, после практически полного затухания колебаний летательного аппарата. зависит от относительного демпформирования :
.
Для обеспечения приемлемого качества переходных процессов к значению З. по п. предъявляются требования: ≤ 0,20,5. В случае апериодического продольного движения летательного аппарата понятие З. по п. теряет практический смысл. Однако требования в отношении малости заброса в этом случае выполняются автоматически. При маневрировании З. по п. будет в значительной мере определяться манерой пилотирования: чем резче движения рычагом управления по тангажу, тем больше заброс. Для полёта летательного аппарата со сверхзвуковыми скоростями характерно увеличение З. по п., особенно на больших высотах. В некоторых случаях значение З. по п. может оказаться сравнимым со значением установившейся перегрузки. Это приводит к ухудшению качества переходных процессов, значительно усложняет выполнение задач, требующих точного пилотирования, особенно при соизмеримости времени переходного процесса с периодом собственных колебаний летательного аппарата. Большое значение З. по п. нежелательно также и потому, что делает необходимым введение лётчиком дополнительных перемещений рычагом продольного управления для демпфирования движения. С другой стороны, увеличение З. по п. обычно сопровождается уменьшением времени срабатывания (времени от момента смещения ручки управления до момента, когда перегрузка впервые принимает значение Δny уст), что улучшает «хождение» летательного аппарата за ручкой и воспринимается лётчиком как улучшение управляемости летательного аппарата.
Для повышения точности и обеспечения простоты пилотирования используются автоматические устройства, наиболее простым из которых является демпфер колебаний по тангажу.
Литература:
Пашковский И. М., Динамика и управляемость самолёта, 2 изд., М., 1987.Ю. Б. Дубов.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.