- продольная управляемость
продо́льная управля́емость летательного аппарата способность летательного аппарата изменять параметры продольного движения по команде лётчика. Количественные характеристики П. у. определяют в виде отношения управляющего воздействия лётчика к реакции самолёта на это воздействие. При этом в качестве параметров, связанных с воздействием лётчика, используют усилие Pв на ручке управления (штурвале) рулём высоты (элевонами, стабилизатором, дестабилизатором) и её перемещение Хв, а реакцию самолёта на команды лётчика в продольном движении характеризуют изменением скорости полёта V, Маха числа полёта М∞, нормальной перегрузки nу, скорости тангажа, угла атаки.
К статическим характеристикам П. у. при переходе от одного установившегося режима полёта к другому относят, например, коэффициент расхода ручки управления и усилия на ней на перегрузку Xn = dХв/dny, Pn = dPв/dny; коэффициент расхода ручки управления и усилия на ней на скорость, при постоянной перегрузке: Хв = dХв/dV, Pв = dPв/dV = (dPв/dXв)Xв.
Для оценки П. у. при выполнении манёвров вблизи границы области эксплуатационных режимов полёта используют, например, усилия на ручке управления, которые необходимо приложить для вывода самолёта на максимальную перегрузку ny mах или предельно допустимый угол атаки αдоп, соответствующий допустимому значению коэффициента подъёмной силы cy доп (при М∞ = const) , ; усилия на ручке при минимальной и максимальной скоростях полёта из условий балансировки на крейсерских режимах полёта PVmin, PVmax, PMmax.
К характеристикам П. у. относят также усилия на рычагах управления, необходимые для поддержания исходной скорости полёта при максимальном изменении тяги двигателей, при выпуске и уборке воздушных тормозов.
Мерой П. у. (мерой качества «хождения» самолёта за ручкой управления) могут служить некоторые характеристики продольной устойчивости, например, время срабатывания (время, за которое перегрузка впервые достигает значения, которое установится в новом стационарном режиме), заброс по перегрузке.
Литература:
Остославский И. В., Калачев Г. С., Продольная устойчивость и управляемость самолёта, М., 1951.В. И. Кобзев.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.