Григоровича самолёты


Григоровича самолёты
М-5.

Рис. 1. М-5.

Григоро́вича самолёты. В период 1908—1935 Д. П. Григоровичем создано 80 самолётов разнообразных типов, в числе которых гидросамолёты различного назначения, истребители и другие самолёты сухопутного базирования. Многие из них были в серийном производстве, некоторые строились в единственном экземпляре (это варианты, предшествовавшие серийному образцу, самолёты нового типа и т. п.). Основные данные некоторых самолётов приведены в таблицах 1 и 2.

М-1 (морской первый) — летающая лодка (ЛЛ), построенная по образцу французской лодки «Донне-Левек» с внесением ряда конструктивных изменений. Схема — полутораплан с толкающим воздушным винтом — будет характерна для многих гидросамолётов Григоровича. Кабина двухместная (сидения рядом).

М-2, М-3, М-4 — летающие лодки с увеличенными по сравнению с М-1 размерами, изменёнными обводами корпуса и профилем крыльев, более мощными двигателями; построены с целью достигнуть более высоких лётных и мореходных качеств. Весной 1915 Морское ведомство приняло 4 экземпляра лодки М-4.

М-5 (рис. 1 и рис. 6) — одна из лучших летающих лодок своего времени, отработанная по форме корпуса, коробке крыльев и компоновке в целом на основе предшествующих моделей. Каркасы лодки и крыльев деревянные, обшивка лодки из фанеры, обтяжка крыльев — миткаль. Экипаж — 2 человека. Отличалась хорошими мореходностью (преодолевала волну высотой до 0,5 м) и пилотажными свойствами. Выпущена в начале 1915. В военных действиях использовалась как разведчик (мог устанавливаться пулемёт), но после выпуска М-9 стала применяться в учебных целях (для подготовки морских лётчиков). В 1915—1923 выпущено около 300 экземпляров.

М-6, М-7, М-8 — опытные летающие лодки, выполненные по образцу М-5, но с изменёнными обводами.

М-9 (рис. 2 и рис. 7) — летающие лодки с увеличенными по сравнению с М-5 размерами, трёхместная. Устанавливались двигатели мощностью от 95,6 до 162 кВт (в основном 110 кВт). Отличалась хорошими мореходными и пилотажными характеристиками. В сентябре 1916 Я. И. Нагурский с пассажиром на борту выполнил на М-9 (на гидросамолёте — впервые) две петли Нестерова подряд. Предназначалась для разведки, могла проводить бомбометание. В передней кабине устанавливался шкворневой пулемёт (на некоторых экземплярах пушка). Применялась в 1-й мировой и Гражданской войнах. В 1916—1923 построено около 500 экземпляров. Создание М-9 (наряду с М-5) было одним из наиболее значительных достижений Григоровича в гидроавиации.

М-15 — дальнейшее развитие летающей лодки М-9 со значительным уменьшением размеров. Вследствие нехватки двигателей выбранного типа летающая лодка М-15 была построена в небольшом количестве и использовалась главным образом как тренировочный самолёт.

М-16 — поплавковый гидросамолёт-разведчик. Двухместный биплан с ферменным хвостом, толкающим воздушным винтом, с двумя главными и одним хвостовым поплавком. Построено 40 экземпляров.

М-17 — незначительное видоизменение летающей лодки М-15. Построено несколько экземпляров.

М-20 — летающая лодка, сходная с М-5, но с двигателем «Рон» мощностью 88,3 кВт. Выпущена в небольшом количестве, применялась в Гражданской войне.

МК-1 (морской крейсер) — однопоплавковый гидросамолёт больших (для своего времени) размеров, постановщик мин, дальний разведчик и бомбардировщик. Трёхдвигательный фюзеляжный биплан с закрытой кабиной экипажа; воздушные винты тянущие. В носовой части поплавка на рабочем месте стрелка наблюдателя предусматривалась установка крупнокалиберной пушки (до 3 дюймов). Этот оригинальный по замыслу самолёт постигла неудача — в первой попытке взлёта он затонул на разбеге. Экипаж спасся, самолёт получил большие повреждения и не восстанавливался.

ГАСН (гидроаэроплан специального назначения), СОН (самолёт особого назначения) — двухдвигательный двухпоплавковый гидросамолёт, первый в мире морской торпедоносец. Был оборудован двумя стрелковыми установками — одна перед рабочими местами двух лётчиков, другая — за коробкой крыльев. Из 10 заказных самолётов был построен один, проходивший лётные испытания в 1917. В 1920 испытания возобновились, но вскоре были прекращены.

М-11 — одноместный морской истребитель типа летающей лодки (опытный образец и несколько тренировочных самолётов — двухместные). Вооружение — неподвижный пулемёт, установленный перед кабиной под обтекателем. Для защиты лётчика и двигателя применено бронирование. Самолёт предназначался для сопровождения лодок М-9, но в основном использовался как разведчик. В эксплуатации было около 60 экземпляров.

М-12 — видоизменение М-11 с некоторыми отличиями в оперении и форме носовой части лодки. Выпущено несколько экземпляров.

М-24 и М-24бис — развитие летающей лодки М-9 (с изменениями) под более мощные двигатели (162 и 191 кВт). Построено 40 экземпляров М-24 и 20 экземпляров М-24бис.

МРЛ-1 (морской разведчик с двигателем «Либерти») — летающая лодка, одностоечный биплан с толкающим воздушным винтом. Построен 1 экземпляр. Испытания показали необходимость совершенствования самолёта, что привело к созданию следующей модели.

МР-2 по схеме аналогичен МРЛ-1, но с увеличенными размерами. Самолёт потерпел катастрофу в ходе лётных испытаний (выполненные позднее в Центральном аэрогидродинамическом институте испытания модели в аэродинамической трубе выявили недостаточную продольную устойчивость МР-2).

МУ-2 — учебная летающая лодка с металлическим корпусом и отечественным двигателем М-11. Самолёт оказался перетяжелённым и в серии не строился.

РОМ-1 (разведчик открытого моря, МДР-1) — морской дальний разведчик, летающая лодка с поплавками боковой остойчивости. Два двигателя установлены по схеме «тандем» толкающим и тянущим воздушными винтами. Конструкция смешанная: корпус лодки, нижнее крыло и поплавки из кольчугалюминия, верхний крыло деревянное с полотняной обтяжкой, хвостовое оперение из кольчугалюминия с полотняной обтяжкой. Вооружение — бомбы и четыре пулемёта в двух турельных установках. Самолёт проходил лётные испытания, но вследствие перетяжеления, неблагоприятной центровки и т. п. в серии не строился.

РОМ-2 (МДР-1) — развитие РОМ-1 с двумя двигателями, установленными параллельно (с тянущими воздушными винтами), и измененными обводами корпуса лодки. Летные качества улучшились, но не отвечали требованиям начала 30-х гг. (в серии не строился).

И-1 — первый опытный сухопутный истребитель Григоровича (разрабатывался одновременно с И-1 Н. Н. Поликарпова по аналогичному заданию, отсюда одинаковые обозначения). Одноместный одностоечный биплан деревянной конструкции с полотняной обшивкой.

И-2 (рис. 3) — развитие И-1. Отличия: отсутствие поперечного V крыла, монококовый фюзеляж овального сечения (вместо расчалочного), улучшенные капоты двигателя и т. д. Вооружение — два пулемёта ПВ-1 с синхронизаторами стрельбы. Самолёт был принят для серийного производства.

И-2бис (рис. 8) — серийный вариант с некоторыми переделками по сравнению с И-2 (в средний часть фюзеляжа для повышения прочности введена сварная ферма, увеличены размеры кабины и др.). По существу, это был первый советский истребитель, выпушенный значительной серией (211 экземпляров).

И-Z (пушечный истребитель «Z») — одноместный истребитель, подкосный низкоплан с мощным пушечным вооружением (рис. 4). Увеличение калибра оружия стало возможным благодаря созданию Л. В. Курчевским так называемых динамореактивных пушек с малой отдачей (отдача компенсируется реакцией отбрасываемых назад газов). На И-Z были установлены две трёхдюймовые АПК (автоматические пушки Курчевского) под крылом и синхронный пулемёт ПВ-1. Передняя часть фюзеляжа с кабиной взята от И-5, хвостовая часть фюзеляжа — дуралюминовый монокок овального сечения с большим вертикальным оперением и высоко поднятым подкосным горизонтальным оперением (чтобы ослабить воздействие отбрасываемых пушками газов). Крыло (на серийных самолётах) деревянной конструкции. В 1933—1935 построен 71 самолёт.

В связи с последующим успешным развитием скорострельных авиационных пушек меньшего калибра пушки АПК распространения не получили.

ИП-1 (истребитель пушечный, ДГ-52) — одноместный истребитель, свободнонесуший моноплан (рис. 5) с полуубирающимся назад шасси. Конструкция крыла и фюзеляжа металлическая (обтяжка рулей — полотно). Воздушный винт с изменяемым на земле шагом. Вооружение: на опытных образцах две АПК, на серийных — две пушки ШВАК и шесть пулемётов ШКАС. В 1936—1937 выпущено 200 самолётов.

ИП-4 (ДГ-53) — модификация ИП-1 уменьшенных размеров. Построен 1 экземпляр.

СУВП (самолёт «Укрвоздухпуть») — подкосный высокоплан с открытой кабиной лётчика и трёхместной пассажирской кабиной. Построен по заказу общества «Укрвоздухпуть» и эксплуатировался на воздушных линиях Украины (серийно не выпускался). Конструкция смешанная: фюзеляж и подкосы крыла сварные из стальных труб, крыло и оперение деревянные, вся обтяжка из полотна.

Э-2 (ДГ-55) — спортивно-тренировочный двухместный моноплан деревянной конструкции с убирающимся шасси. Самолёт хорошо зарекомендовал себя в полётах, но в серии не строился.

С участием Григоровича (как соавтора проекта или консультанта) был осуществлён ещё ряд разработок, в числе которых истребитель И-5 (см. Поликарпова самолёты), тяжёлый бомбардировщик ТБ-5, тяжёлые штурмовики серии ТШ и др.

Литература:
Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР до 1938 г., 3 изд., М., 1936.

Таблица 1. Гидросамолёты Д. П. Григоровича.

Основные данныеМ-1М-5М-9М-16МК-1М-11ГАСН (СОН)М-24МРЛ-1МР-2МУР-1РОМ-1МУ-2РОМ-2Основные данные
Первый полёт, год19141915191619161616191619171923192519261926192719281929Первый полет
Начала серийного производства, год19151916161719171924Начало серийного производства
Число, тип и марка двигателей1 ПД
«Гном»
1 ПД
«Гном-Моносупап»
1 ПД
«Сальмсон»
1 ПД
«Сальмсон»
3 ПД:
«Рено» (2),
«Испано» (1)
1 ПД
«Рон»
2 ПД
«Реко»
1 ПД
«Рено»
1 ПД
«Либерти»
1 ПД
«Лоррен-Дитрих»
1 ПД
«Рон»
(М-2)
2 ПД
«Лоррен-Дитрих»
1 ПД
М-11
2 ПД
БМВ-VI
(М-17)
Число, тип и марка двигателей
Мощность двигателя, кВт36,873,51101102×162,
1×103
80,916216233133188,333180,9500Мощность двигателя, кВт
Длина самолёта, м8,698,6307,628910,613,58168,617,4Длина самолёта
Размах крыла, м13,62161816,58,751613,215,611,52811,826,8Размах крыла, м
Площадь крыла, м237,954,861,826150555056,733104,635,8108,2Площадь крыла, м2
Взлётная масса, кг620960154014509261650260027701000583010866587Взлетная масса, кг
Масса пустого самолёта, кг4206601060110067612001660177070045188204250Масса пустого самолёта, кг
Максимальная скорость, км/ч100105110110148110130185179129165136180Максимальная скорость, км/ч
Практический потолок, м3300300030003500305042003500347031504500Практический потолок, м
Максимальная продолжительность полета, ч43,542,7553535Максимальная продолжительность полета, ч

Таблица 2. Сухопутные самолёты Д. П. Григоровича.

Основные данныеИ-2И-2бисСУВПИ-ZИП-1Э-2
Первый полёт, год192419251925193119341935
Начало серийного производства, год1926192619331936
Число, тип и марка двигателей1 ПД
«Либерти»
1 ПДМ-51 ПД
«Бристоль-Люцифер»
1 ПДМ-221 ПДМ-252 ПД
«Циррус-Гермес»
Мощность двигателя, кВт31133173,535346088,3
Длина самолёта, м7,327,328,47,657,27,9
Площадь крыла, м223,423,424,119,519,913,8
Размах крыла, м10,810,813,711,510,911
Взлётная масса, кг153015751150164618801546
Масса пустого самолёта, кг11301152820118012001061
Максимальная дальность полёта, км6506006002000
Максимальная скорость полёта, км/ч242235139259343296
Практический потолок, м5800534030507000-5000

М-9.

Рис. 2. М-9.

И-2.

Рис. 3. И-2.

И-Z.

Рис. 4. И-Z.

ИП-1.

Рис. 5. ИП-1.

Летающая лодка Д. П. Григоровича М‑5 (Россия).

Рис. 6. Летающая лодка М‑5.

Летающая лодка Д. П. Григоровича М‑9 (Россия).

Рис. 7. Летающая лодка М‑9.

Истребитель И‑2бис Д. П. Григоровича.

Рис. 8. Истребитель И‑2бис.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Смотреть что такое "Григоровича самолёты" в других словарях:

  • Григоровича самолёты — В период 1908 1935 Д. П. Григоровичем создано 80 самолётов разнообразных типов, в числе которых гидросамолёты различного назначения, истребители и другие самолёты сухопутного базирования. Многие из них были в серийном производстве, некоторые… …   Энциклопедия техники

  • Григоровича самолёты — Рис. 1. М 5. Григоровича самолёты. В период 1908—1935 Д. П. Григоровичем создано 80 самолётов разнообразных типов, в числе которых гидросамолёты различного назначения, истребители и другие самолёты сухопутного базирования. Многие из них были …   Энциклопедия «Авиация»

  • Григоровича самолёты — Рис. 1. М 5. Григоровича самолёты. В период 1908—1935 Д. П. Григоровичем создано 80 самолётов разнообразных типов, в числе которых гидросамолёты различного назначения, истребители и другие самолёты сухопутного базирования. Многие из них были …   Энциклопедия «Авиация»

  • Григоровича самолёты — Рис. 1. М 5. Григоровича самолёты. В период 1908—1935 Д. П. Григоровичем создано 80 самолётов разнообразных типов, в числе которых гидросамолёты различного назначения, истребители и другие самолёты сухопутного базирования. Многие из них были …   Энциклопедия «Авиация»

  • М-5 (самолёт) — У этого термина существуют и другие значения, см. М 5. М 5 Тип летающая лодка Главный конструктор …   Википедия

  • Поликарпова самолёты — Рис. 1. Р 1. Поликарпова самолёты. Н. Н. Поликарпов, работая с 1918 на московском заводе «Дукс», руководил подготовкой рабочих чертежей для производства самолётов Де Хэвилленд DH 4, DH 9 и DH 9a. При этом ему приходилось вносить в чертежи… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Поликарпова самолёты — Рис. 1. Р 1. Поликарпова самолёты. Н. Н. Поликарпов, работая с 1918 на московском заводе «Дукс», руководил подготовкой рабочих чертежей для производства самолётов Де Хэвилленд DH 4, DH 9 и DH 9a. При этом ему приходилось вносить в чертежи… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Поликарпова самолёты — Рис. 1. Р 1. Поликарпова самолёты. Н. Н. Поликарпов, работая с 1918 на московском заводе «Дукс», руководил подготовкой рабочих чертежей для производства самолётов Де Хэвилленд DH 4, DH 9 и DH 9a. При этом ему приходилось вносить в чертежи… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Поликарпова самолёты — Рис. 1. Р 1. Поликарпова самолёты. Н. Н. Поликарпов, работая с 1918 на московском заводе «Дукс», руководил подготовкой рабочих чертежей для производства самолётов Де Хэвилленд DH 4, DH 9 и DH 9a. При этом ему приходилось вносить в чертежи… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Авиационная промышленность — отрасль промышленности, осуществляющая научные исследования, разработки, опытное строительство, испытания и серийное производство летательных аппаратов, авиационных двигателей, бортовых систем и оборудования. Поставщиками многих комплектующих… …   Энциклопедия техники


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.