- Григоровича самолёты
Рис. 1. М-5.
Григоро́вича самолёты. В период 19081935 Д. П. Григоровичем создано 80 самолётов разнообразных типов, в числе которых гидросамолёты различного назначения, истребители и другие самолёты сухопутного базирования. Многие из них были в серийном производстве, некоторые строились в единственном экземпляре (это варианты, предшествовавшие серийному образцу, самолёты нового типа и т. п.). Основные данные некоторых самолётов приведены в таблицах 1 и 2.
М-1 (морской первый) летающая лодка (ЛЛ), построенная по образцу французской лодки «Донне-Левек» с внесением ряда конструктивных изменений. Схема полутораплан с толкающим воздушным винтом будет характерна для многих гидросамолётов Григоровича. Кабина двухместная (сидения рядом).
М-2, М-3, М-4 летающие лодки с увеличенными по сравнению с М-1 размерами, изменёнными обводами корпуса и профилем крыльев, более мощными двигателями; построены с целью достигнуть более высоких лётных и мореходных качеств. Весной 1915 Морское ведомство приняло 4 экземпляра лодки М-4.
М-5 (рис. 1 и рис. 6) одна из лучших летающих лодок своего времени, отработанная по форме корпуса, коробке крыльев и компоновке в целом на основе предшествующих моделей. Каркасы лодки и крыльев деревянные, обшивка лодки из фанеры, обтяжка крыльев миткаль. Экипаж 2 человека. Отличалась хорошими мореходностью (преодолевала волну высотой до 0,5 м) и пилотажными свойствами. Выпущена в начале 1915. В военных действиях использовалась как разведчик (мог устанавливаться пулемёт), но после выпуска М-9 стала применяться в учебных целях (для подготовки морских лётчиков). В 19151923 выпущено около 300 экземпляров.
М-6, М-7, М-8 опытные летающие лодки, выполненные по образцу М-5, но с изменёнными обводами.
М-9 (рис. 2 и рис. 7) летающие лодки с увеличенными по сравнению с М-5 размерами, трёхместная. Устанавливались двигатели мощностью от 95,6 до 162 кВт (в основном 110 кВт). Отличалась хорошими мореходными и пилотажными характеристиками. В сентябре 1916 Я. И. Нагурский с пассажиром на борту выполнил на М-9 (на гидросамолёте впервые) две петли Нестерова подряд. Предназначалась для разведки, могла проводить бомбометание. В передней кабине устанавливался шкворневой пулемёт (на некоторых экземплярах пушка). Применялась в 1-й мировой и Гражданской войнах. В 19161923 построено около 500 экземпляров. Создание М-9 (наряду с М-5) было одним из наиболее значительных достижений Григоровича в гидроавиации.
М-15 дальнейшее развитие летающей лодки М-9 со значительным уменьшением размеров. Вследствие нехватки двигателей выбранного типа летающая лодка М-15 была построена в небольшом количестве и использовалась главным образом как тренировочный самолёт.
М-16 поплавковый гидросамолёт-разведчик. Двухместный биплан с ферменным хвостом, толкающим воздушным винтом, с двумя главными и одним хвостовым поплавком. Построено 40 экземпляров.
М-17 незначительное видоизменение летающей лодки М-15. Построено несколько экземпляров.
М-20 летающая лодка, сходная с М-5, но с двигателем «Рон» мощностью 88,3 кВт. Выпущена в небольшом количестве, применялась в Гражданской войне.
МК-1 (морской крейсер) однопоплавковый гидросамолёт больших (для своего времени) размеров, постановщик мин, дальний разведчик и бомбардировщик. Трёхдвигательный фюзеляжный биплан с закрытой кабиной экипажа; воздушные винты тянущие. В носовой части поплавка на рабочем месте стрелка наблюдателя предусматривалась установка крупнокалиберной пушки (до 3 дюймов). Этот оригинальный по замыслу самолёт постигла неудача в первой попытке взлёта он затонул на разбеге. Экипаж спасся, самолёт получил большие повреждения и не восстанавливался.
ГАСН (гидроаэроплан специального назначения), СОН (самолёт особого назначения) двухдвигательный двухпоплавковый гидросамолёт, первый в мире морской торпедоносец. Был оборудован двумя стрелковыми установками одна перед рабочими местами двух лётчиков, другая за коробкой крыльев. Из 10 заказных самолётов был построен один, проходивший лётные испытания в 1917. В 1920 испытания возобновились, но вскоре были прекращены.
М-11 одноместный морской истребитель типа летающей лодки (опытный образец и несколько тренировочных самолётов двухместные). Вооружение неподвижный пулемёт, установленный перед кабиной под обтекателем. Для защиты лётчика и двигателя применено бронирование. Самолёт предназначался для сопровождения лодок М-9, но в основном использовался как разведчик. В эксплуатации было около 60 экземпляров.
М-12 видоизменение М-11 с некоторыми отличиями в оперении и форме носовой части лодки. Выпущено несколько экземпляров.
М-24 и М-24бис развитие летающей лодки М-9 (с изменениями) под более мощные двигатели (162 и 191 кВт). Построено 40 экземпляров М-24 и 20 экземпляров М-24бис.
МРЛ-1 (морской разведчик с двигателем «Либерти») летающая лодка, одностоечный биплан с толкающим воздушным винтом. Построен 1 экземпляр. Испытания показали необходимость совершенствования самолёта, что привело к созданию следующей модели.
МР-2 по схеме аналогичен МРЛ-1, но с увеличенными размерами. Самолёт потерпел катастрофу в ходе лётных испытаний (выполненные позднее в Центральном аэрогидродинамическом институте испытания модели в аэродинамической трубе выявили недостаточную продольную устойчивость МР-2).
МУ-2 учебная летающая лодка с металлическим корпусом и отечественным двигателем М-11. Самолёт оказался перетяжелённым и в серии не строился.
РОМ-1 (разведчик открытого моря, МДР-1) морской дальний разведчик, летающая лодка с поплавками боковой остойчивости. Два двигателя установлены по схеме «тандем» толкающим и тянущим воздушными винтами. Конструкция смешанная: корпус лодки, нижнее крыло и поплавки из кольчугалюминия, верхний крыло деревянное с полотняной обтяжкой, хвостовое оперение из кольчугалюминия с полотняной обтяжкой. Вооружение бомбы и четыре пулемёта в двух турельных установках. Самолёт проходил лётные испытания, но вследствие перетяжеления, неблагоприятной центровки и т. п. в серии не строился.
РОМ-2 (МДР-1) развитие РОМ-1 с двумя двигателями, установленными параллельно (с тянущими воздушными винтами), и измененными обводами корпуса лодки. Летные качества улучшились, но не отвечали требованиям начала 30-х гг. (в серии не строился).
И-1 первый опытный сухопутный истребитель Григоровича (разрабатывался одновременно с И-1 Н. Н. Поликарпова по аналогичному заданию, отсюда одинаковые обозначения). Одноместный одностоечный биплан деревянной конструкции с полотняной обшивкой.
И-2 (рис. 3) развитие И-1. Отличия: отсутствие поперечного V крыла, монококовый фюзеляж овального сечения (вместо расчалочного), улучшенные капоты двигателя и т. д. Вооружение два пулемёта ПВ-1 с синхронизаторами стрельбы. Самолёт был принят для серийного производства.
И-2бис (рис. 8) серийный вариант с некоторыми переделками по сравнению с И-2 (в средний часть фюзеляжа для повышения прочности введена сварная ферма, увеличены размеры кабины и др.). По существу, это был первый советский истребитель, выпушенный значительной серией (211 экземпляров).
И-Z (пушечный истребитель «Z») одноместный истребитель, подкосный низкоплан с мощным пушечным вооружением (рис. 4). Увеличение калибра оружия стало возможным благодаря созданию Л. В. Курчевским так называемых динамореактивных пушек с малой отдачей (отдача компенсируется реакцией отбрасываемых назад газов). На И-Z были установлены две трёхдюймовые АПК (автоматические пушки Курчевского) под крылом и синхронный пулемёт ПВ-1. Передняя часть фюзеляжа с кабиной взята от И-5, хвостовая часть фюзеляжа дуралюминовый монокок овального сечения с большим вертикальным оперением и высоко поднятым подкосным горизонтальным оперением (чтобы ослабить воздействие отбрасываемых пушками газов). Крыло (на серийных самолётах) деревянной конструкции. В 19331935 построен 71 самолёт.
В связи с последующим успешным развитием скорострельных авиационных пушек меньшего калибра пушки АПК распространения не получили.
ИП-1 (истребитель пушечный, ДГ-52) одноместный истребитель, свободнонесуший моноплан (рис. 5) с полуубирающимся назад шасси. Конструкция крыла и фюзеляжа металлическая (обтяжка рулей полотно). Воздушный винт с изменяемым на земле шагом. Вооружение: на опытных образцах две АПК, на серийных две пушки ШВАК и шесть пулемётов ШКАС. В 19361937 выпущено 200 самолётов.
ИП-4 (ДГ-53) модификация ИП-1 уменьшенных размеров. Построен 1 экземпляр.
СУВП (самолёт «Укрвоздухпуть») подкосный высокоплан с открытой кабиной лётчика и трёхместной пассажирской кабиной. Построен по заказу общества «Укрвоздухпуть» и эксплуатировался на воздушных линиях Украины (серийно не выпускался). Конструкция смешанная: фюзеляж и подкосы крыла сварные из стальных труб, крыло и оперение деревянные, вся обтяжка из полотна.
Э-2 (ДГ-55) спортивно-тренировочный двухместный моноплан деревянной конструкции с убирающимся шасси. Самолёт хорошо зарекомендовал себя в полётах, но в серии не строился.
С участием Григоровича (как соавтора проекта или консультанта) был осуществлён ещё ряд разработок, в числе которых истребитель И-5 (см. Поликарпова самолёты), тяжёлый бомбардировщик ТБ-5, тяжёлые штурмовики серии ТШ и др.
Литература:
Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР до 1938 г., 3 изд., М., 1936.Таблица 1. Гидросамолёты Д. П. Григоровича.
Основные данные М-1 М-5 М-9 М-16 МК-1 М-11 ГАСН (СОН) М-24 МРЛ-1 МР-2 МУР-1 РОМ-1 МУ-2 РОМ-2 Основные данные Первый полёт, год 1914 1915 1916 1916 1616 1916 1917 1923 1925 1926 1926 1927 1928 1929 Первый полет Начала серийного производства, год 1915 1916 1617 1917 1924 Начало серийного производства Число, тип и марка двигателей 1 ПД
«Гном»1 ПД
«Гном-Моносупап»1 ПД
«Сальмсон»1 ПД
«Сальмсон»3 ПД:
«Рено» (2),
«Испано» (1)1 ПД
«Рон»2 ПД
«Реко»1 ПД
«Рено»1 ПД
«Либерти»1 ПД
«Лоррен-Дитрих»1 ПД
«Рон»
(М-2)2 ПД
«Лоррен-Дитрих»1 ПД
М-112 ПД
БМВ-VI
(М-17)Число, тип и марка двигателей Мощность двигателя, кВт 36,8 73,5 110 110 2×162,
1×10380,9 162 162 331 331 88,3 331 80,9 500 Мощность двигателя, кВт Длина самолёта, м 8,6 9 8,6 30 7,6 28 9 10,6 13,5 8 16 8,6 17,4 Длина самолёта Размах крыла, м 13,62 16 18 16,5 8,75 16 13,2 15,6 11,5 28 11,8 26,8 Размах крыла, м Площадь крыла, м2 37,9 54,8 61,8 26 150 55 50 56,7 33 104,6 35,8 108,2 Площадь крыла, м2 Взлётная масса, кг 620 960 1540 1450 926 1650 2600 2770 1000 5830 1086 6587 Взлетная масса, кг Масса пустого самолёта, кг 420 660 1060 1100 676 1200 1660 1770 700 4518 820 4250 Масса пустого самолёта, кг Максимальная скорость, км/ч 100 105 110 110 148 110 130 185 179 129 165 136 180 Максимальная скорость, км/ч Практический потолок, м 3300 3000 3000 3500 3050 4200 3500 3470 3150 4500 Практический потолок, м Максимальная продолжительность полета, ч 4 3,5 4 2,7 5 5 3 5 3 5 Максимальная продолжительность полета, ч Таблица 2. Сухопутные самолёты Д. П. Григоровича.
Основные данные И-2 И-2бис СУВП И-Z ИП-1 Э-2 Первый полёт, год 1924 1925 1925 1931 1934 1935 Начало серийного производства, год 1926 1926 1933 1936 Число, тип и марка двигателей 1 ПД
«Либерти»1 ПДМ-5 1 ПД
«Бристоль-Люцифер»1 ПДМ-22 1 ПДМ-25 2 ПД
«Циррус-Гермес»Мощность двигателя, кВт 311 331 73,5 353 460 88,3 Длина самолёта, м 7,32 7,32 8,4 7,65 7,2 7,9 Площадь крыла, м2 23,4 23,4 24,1 19,5 19,9 13,8 Размах крыла, м 10,8 10,8 13,7 11,5 10,9 11 Взлётная масса, кг 1530 1575 1150 1646 1880 1546 Масса пустого самолёта, кг 1130 1152 820 1180 1200 1061 Максимальная дальность полёта, км 650 600 600 2000 Максимальная скорость полёта, км/ч 242 235 139 259 343 296 Практический потолок, м 5800 5340 3050 7000 - 5000
Рис. 2. М-9.
Рис. 3. И-2.
Рис. 4. И-Z.
Рис. 5. ИП-1.
Рис. 6. Летающая лодка М‑5.
Рис. 7. Летающая лодка М‑9.
Рис. 8. Истребитель И‑2бис.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.