- санитарный летательный аппарат
Рис. 1. Санитарный самолёт К-3.
санита́рный лета́тельный аппара́т предназначается для экстренной воздушной перевозки больных и раненых, а также сопровождающего их медперсонала с комплексом санитарных средств. В С. л. а. обеспечивается размещение больных на носилках или сидя, а также возможность оказания им необходимой помощи медперсоналом во время полёта. В качестве С. л. а. преимущественно используются специализированные модификации многоцелевых самолётов и вертолётов. Пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование С. л. а. позволяет им совершать полёт по заданному маршруту, а взлётно-посадочные характеристики и устройство шасси посадку на выбранную с воздуха площадку с мягким грунтом и взлёт с неё.
Эвакуация раненых и больных при помощи авиации была впервые осуществлена во Франции (1917) в период 1-й мировой войны. Первый в СССР специализированный санитарный самолёт К-3 был создан в 1927 в КБ К. А. Калинина в Харькове (см. Калинина самолёты). Самолёт (рис. 1) перевозил одного медработника с комплексом санитарных средств и двух больных на носилках или четырёх на сиденьях. Носилки системы А. Ф. Лингарта размещались друг над другом и крепились на специальных стойках и подвесках. К-3, как и его облегчённый вариант К-4, успешно применялся в санитарной авиации СССР. Здесь использовались также самолёты Ш-2 В. Б. Шаврова, С-1, С-2, С-3, По-2С и По-2Л Н. Н. Поликарпова, АИР-6, Як-12С, Як-12М и Як-12 А. А. С. Яковлева, САМ-5 А. С. Москалёва; широкое применение нашёл самолёт Ан-2С О. К. Антонова. В 1980 в ОКБ Антонова создан санитарный самолёт Ан-26М с реанимационно-хирургической палатой (рис. 2), палатой интенсивной терапии и отсеком медперсонала. Система кондиционирования воздуха поддерживает в палатах заданные температуру и давление. Оснащение палат позволяет медперсоналу из трёх-четырёх человек производить широкий комплекс реанимационно-хирургических и лечебных мероприятий как на земле, так и в полёте.
В США с 1969 эксплуатируется военный самолёт С-9А, выполненный на базе пассажирского самолёта Макдоннелл-Дуглас DC-9.
Первый в СССР санитарный вертолёт был вариантом лёгкого вертолёта Ми-1 М. Л. Миля. Он имел две подвешенные по бокам фюзеляжа легкосъёмные гондолы для перевозки больных (по одному на носилках в каждой гондоле). Гондолы посредством туннеля соединялись с кабиной, в которой размещался столик для инструментов и медикаментов. Подобные гондолы использованы и на санитарных вариантах вертолётов Ка-15М и Ка-18 Н. И. Камова. На санитарных вариантах вертолётов Ми-2, Ми-4, Ми-8Т, Ми-17 (рис. 3) и Ка-25К больные размещаются внутри кабины, причём кабины вертолётов Ми-8ТМ и Ми-17 оборудованы как операционные.
Л. Н. Воловик.
Рис. 2. Реанимационно-хирургическая палата самолёта АН-26М.
Рис. 3. Летающий пункт неотложной медицинской помощи на борту вертолёта.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.