- Калинина самолёты
Рис. 1. К-5.
Кали́нина самолёты. В период 19221938 К. А. Калининым было создано 11 самолётов. Некоторые из них строилась серийно, в том числе в нескольких модификациях, другие остались опытными и внесли свой вклад в отработку рациональных конструкций для серийных образцов или в проверку оригинальных технических решений. Основные данные некоторых самолётов приведены в таблице.
К-1 опытный пассажирский самолёт, создан в 1925 на Ремонтно-воздушном заводе № 6 в Киеве. Его схема и конструкция типичны для пассажирских самолётов Калинина. Это подкосный высокоплан с крылом эллиптической формы в плане, одним двигателем, закрытой кабиной экипажа и неубирающимся шасси. Конструкция смешанная, деревянно-металлическая. Фюзеляж ферменный, сварной из стальных труб, с алюминиевой и полотняной (за пассажирской кабиной) обшивкой. Крыло и оперение с деревянным каркасом и обтяжкой из полотна. Самолёт успешно прошёл испытания. Для дальнейшего развития работ Калинин получил производственную базу в Харькове.
К-2 создан в 1927, по схеме подобен К-1 но цельнометаллической конструкции (в порядке опыта, не получившего продолжения) и с более мощным двигателем. Построен в нескольких экземплярах.
К-3 санитарный самолёт, предназначенный для перевозки двух лежачих больных, на носилках и одного сопровождающего. Создан в 1927. Первый в стране самолёт такого типа.
Несколько экземпляров использовались в санитарной авиации.
К-4 многоцелевой самолёт, создан в 1928. Построено 22 экземпляра в пассажирском, санитарном и аэрофотосъёмочном вариантах с двигателями БМВ-IV, Юнкерс L.5 и М-6. В 1929 лётчик М. А. Снегирёв, штурман И. Т. Спирин и бортмеханик С. В. Кеглевич выполнили на самолёте К-4 «Червона Украина» сложный для того времени перелёт протяжённостью свыше 10 тысяч км (с посадками).
К-5 создан в 1929, подобен предшествующим самолётам, но увеличенных размеров (рис. 1 и рис. 4). Построено около 260 экземпляров с двигателями М-15, М.-22, М-17Ф. В 30-е гг. широко применялся для пассажирских и грузовых перевозок, а также как санитарный самолёт и для десантирования парашютистов.
К-6 почтовый самолёт, создан в 1930 по схеме подкосный парасоль с использованием крыла, оперения, шасси и некоторых другие узлов от К-5. Доставлял из Москвы в Харьков матрицы газеты «Правда». Серийно не строился.
К-9 (создан в 1930) и К-10 (создан в 1931, см. рис. 2) предназначались для применения в качестве лёгких связных, сельскохозяйственных, спортивных, учебно-тренировочных самолётов. Имели смешанную конструкцию, складывающиеся крылья (для хранения в небольших постройках), но отличались по схеме: К-9 подкосный парасоль, К-10 свободно-несущий моноплан. В серии не строились.
К-7 тяжёлый семидвигательный бомбардировщик двухбалочной схемы (рис. 5), один из крупнейших самолётов своего времени, создан в 1933. В центроплане толстого крыла располагались топливные баки и нагрузка (710 т бомб, а в транспортных вариантах 100 парашютистов или 120 пассажиров). Шесть двигателей были установлены в носках крыла и один в его задней части между балками. Шестиколёсное шасси неубирающееся. Круговая оборона обеспечивалась 12 огневыми точками (4 пушки, 8 пулеметов), расположенных в различных зонах самолёта. Конструкция типовая для бомбардировщиков Калинина каркас из труб металлическая и полотняная обшивка. На завершающем этапе заводских испытаний самолёт потерпел катастрофу. Предполагалось построить еще два К-7 на авиационном заводе в Воронеже, куда в 1934 было переведено КБ Калинина, однако эти работы не были завершены.
К-12 бомбардировщик схемы «бесхвостка» (рис. 3), создан в 1936. Кили с рулями направления располагались на концах крыла, а органы управления по крену и тангажу вдоль задней кромки крыла. Характеристики устойчивости и управляемости предварительно были изучены на специально построенном планёре аналогичной схемы. Вооружение: носовая и кормовая стрелковые установки, бомбы (до 500 кг). Самолёт построен в нескольких экземплярах.
К-13 бомбардировшик-среднеплан с бипланным горизонтальным и двухкилевым вертикальным оперением, создан в 1937. Шасси, как и на К-12, убирающееся. Самолёт проходил лётные испытания, но в связи с арестом Калинина в 1938 работы были прекращены.
Литература:
Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР до 1938 г., 3 изд., М., 1985;
Из истории авиации и космонавтики, в. 26, 37, М., 19751979;
Харьковскому авиационному 60 лет. М., 1986.Самолёты К. А. Калинина.
Основные данные Пассажирский К-1 Аэрофото-съёмочный К-2 Санитарные Пассажирский К-5 ПочтовыйК-6 Многоцелевые Бомбардировщики К-3 К-4 К-9 К-10 К-7 К-12 К-13 Первый полёт, год 1925 1927 1927 1928 1930 1930 1931 1933 1936 1937 1931 Число, тип и марка двигателей 1 ПД «Сальмсон» 1 ПД БМВ-IV 1 ПД БМВ-IV 1 ПД М-6 1 ПД «Юпитер-IV» 1 ПД «Вальтер» 1 ПД М-11 7 ПД М-34Ф 2 ПД М-22 2 ПД АМ-34Ф 1 ПД М-22 Максимальная мощность двигателя, кВт 125 177 177 250 309 44,1 80,9 610 353 610 353 Длина самолёта, м 10,72 11,25 11,23 11,35 11,65 7,59 7,03 28,19 10,32 13,4 15,36 Размах крыла, м 16,7 16,7 16,7 16,7 17,5 11,96 10,7 53 20,95 23 20,5 Площадь крыла, м2 40 40 40 40 48 22,6 17,48 457,7 72,5 78,7 66 Взлётная масса, т 1,972 2,3 2,3 2,4 2,62 0,745 1,035 36 4,2 7,6 3,9 Масса пустого самолёта, т 1,452 1,6 1,56 1,54 1,72 0,492 0,7 21,4 3,07 4,7 2,4 Число пассажиров 34 3 3 3 1 1 8 Максимальная скорость, км/ч 161 152 150 180 210 138 175 204 219 407 208 Практический потолок, м 3000 3680 3880 5500 6000 3000 3500 3630 7100 9000 4800 Максимальная дальность полёта, км 600 940 680 1100 1250 510 3030 1100 1500 820 Экипаж, чел. 1-2 2 2 2 2 1 1 12 3 3 2
Рис. 2. К-10.
Рис. 3. К-12.
Рис. 4. Пассажирский самолёт К‑5.
Рис. 5. Экспериментальный бомбардировщик К‑7.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.