аэродинамическое демпфирование
- аэродинамическое демпфирование
Рис. 1.
аэродинами́ческое демпфи́рование демпфирование колебаний летательного аппарата относительно центра масс (ЦМ) за счёт дополнительных аэродинамических сил и моментов (см. Аэродинамические силы и моменты), возникающих при его неустановившемся движении. Например, при вызванном каким-либо возмущением вращении самолёта относительно боковой оси OZ со скоростью тангажа ωz (рис. 1) каждая точка летательного аппарата, расположенная на расстоянии Lx(Lxi) от ЦМ, имеет окружную скорость (ωxlx(ωxlxi), и её суммарная скорость VΣ отличается от скорости V ЦМ. Это изменение скорости приводит к изменению ∆α местного угла атаки α и, следовательно, к появлению дополнительной подъёмной силы. При положительном вращении (как в рассматриваемом случае) углы атаки обтекаемых поверхностей, расположенных позади ЦМ, увеличиваются, а у тех, что впереди, уменьшаются (рис. 2). Таким образом вращение приводит к тому, что дополнительная подъёмная сила в хвостовой части летательного аппарата направлена вверх, а в носовой вниз, и появляется дополнительный (демпфирующий) момент, направленный против вращения (см. также Антидемпфирование).
При полёте на режимах, сопровождающихся безотрывным обтеканием поверхностей летательного аппарата или обтеканием с устойчивой вихревой структурой (см. Крыла теория), обусловленное вращением приращение полной аэродинамической силы мало по сравнению с самой силой, и при расчётах им обычно пренебрегают. Однако возникающий при этом дополнительный момент ∆M может существенно влиять на вращение летательного аппарата относительно ЦМ. Количественно момент А. д. характеризуют коэффициент демпфирующего момента mД = ∆M/qSL, где q скоростной напор, S характерная площадь, L характерный размер (см. Аэродинамические коэффициенты). Числовые значения mД определяются вращательными производными (в том числе сложными и нестационарными) и соответствующими угловыми скоростями. В частности, в горизонтальном полёте коэффициент mzд демпфирующего момента тангажа равен , а при полёте по траектории имеет вид: ; коэффициент демпфирующего момента рыскания ; коэффициент демпфирующего момента крена .
В приведённых формулах mx,y,z соответственно аэродинамические коэффициенты моментов тангажа, рыскания и крена; , (ωy, ωx скорости рыскания и крена); , , , , β угол скольжения, bA САХ, L размах крыла. Значения вращательных производных зависят от аэродинамической схемы летательного аппарата и Маха числа полёта. Для летательных аппаратов нормальной аэродинамической схемы , , , и отрицательны, и летательный аппарат такой схемы обладают свойством А. д. При произвольном вращении коэффициент демпфирующих моментов выражаются через матрицу, составленную из простых и сложных вращательных производных. В ряде случаев при расчётах динамики летательных аппаратов учёт А. д. даёт заметный эффект.
Г. И. Столяров.
Рис. 2.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия.
Свищёв Г. Г..
1998.
Полезное
Смотреть что такое "аэродинамическое демпфирование" в других словарях:
Аэродинамическое демпфирование — демпфирование колебаний летательного аппарата относительно центра масс (ЦМ) за счёт дополнительных аэродинамических сил и моментов (см. Аэродинамические силы и моменты), возникающих при его неустановившемся движении. Авиация: Энциклопедия. М.:… … Энциклопедия техники
аэродинамическое демпфирование — Рис. 1. аэродинамическое демпфирование демпфирование колебаний летательного аппарата относительно центра масс (ЦМ) за счёт дополнительных аэродинамических сил и моментов (см. Аэродинамические силы и моменты), возникающих при его… … Энциклопедия «Авиация»
аэродинамическое демпфирование — Рис. 1. аэродинамическое демпфирование демпфирование колебаний летательного аппарата относительно центра масс (ЦМ) за счёт дополнительных аэродинамических сил и моментов (см. Аэродинамические силы и моменты), возникающих при его… … Энциклопедия «Авиация»
аэродинамическое демпфирование — Рис. 1. аэродинамическое демпфирование демпфирование колебаний летательного аппарата относительно центра масс (ЦМ) за счёт дополнительных аэродинамических сил и моментов (см. Аэродинамические силы и моменты), возникающих при его… … Энциклопедия «Авиация»
Демпфирование — колебаний летательного аппарата уменьшение амплитуды колебаний летательного аппарата. Различают естественное Д., обеспечиваемое только аэродинамическими силами и моментами при неподвижных органах управления, и искусственное Д., обеспечиваемое… … Энциклопедия техники
демпфирование — колебаний летательного аппарата уменьшение амплитуды колебаний летательного аппарата. Различают естественное Д., обеспечиваемое только аэродинамическими силами и моментами при неподвижных органах управления, и искусственное Д.,… … Энциклопедия «Авиация»
демпфирование — колебаний летательного аппарата уменьшение амплитуды колебаний летательного аппарата. Различают естественное Д., обеспечиваемое только аэродинамическими силами и моментами при неподвижных органах управления, и искусственное Д.,… … Энциклопедия «Авиация»
Самовращение аэродинамическое — возникает на закритических углах атаки в результате потерн самолётом аэродинамического демпфирования крена из за асимметрии в распределении областей отрыва потока по крылу. Самопроизвольное вращение (в основном относительно продольной оси)… … Энциклопедия техники
Штурвальное управление — условное наименование систем, связывающих отклонение рычагов управления (РУ) ЛА (колонка штурвальная, центральная или боковая ручка управления, педали управления) с отклонением органов управления (ОУ). Через систему Ш. у. (СШУ) лётчик… … Энциклопедия техники
штурвальное управление — штурвальное управление условное наименование систем, связывающих отклонение рычагов управления (РУ) летательного аппарата (колонка штурвальная, центральная или боковая ручка управления, педали управления) с отклонением органов управления… … Энциклопедия «Авиация»