- турбулентное трение
турбуле́нтное тре́ние возникновение в турбулентном течении жидкости или газа дополнительных касательных и нормальных напряжений из-за переноса импульса вследствие наложения пульсаций (пульсационного движения) на осреднённое движение. Эти дополнительные напряжения τ'αβ(α, β = x, y, z; x, y, z декартовы координаты, первый индекс означает направление нормали к рассматриваемой элементарной площадке, второй направление компонента соответствующего вектора) образуют тензор напряжений турбулентного трения ||T'|| и характеризуют напряжённое состояние в точке потока, обусловленное пульсационным движением среды. Таким образом, воздействие пульсационного движения на осреднённое как бы увеличивает сопротивление возникновению деформаций, что качественно равносильно увеличению вязкости осреднённого движения. В отличие от обычной вязкости, которая возникает из-за переноса импульса на молекулярном уровне и является физической характеристикой среды, Т. т. связано с переносом импульса на макроскопическом уровне, определяется в основном кинематикой течения. Связь между ||T'|| и характеристиками пульсационного движения устанавливается на основе НавьеСтокса уравнений путём усреднения их по времени (см. Турбулентность). В частности, для несжимаемой жидкости ||T'|| = ||ρ < u'αu'β > ||, где u'α, u'β пульсации соответствующих компонентов вектора скорости, ρ плотность, знак < > означает усреднение по времени. Поскольку характеристики пульсационного движения обычно неизвестны, то установление связи между ||T'|| и тензором скоростей деформаций осреднённого движения является одной из основных задач при теоретическом анализе турбулентных течений. Например, французский учёный Ж. Буссинеск по аналогии с законом Ньютона предложил линейную связь между этими тензорами, которая в частном случае движения жидкости в пограничном слое принимает вид: τxy = μт∂u/∂y = ρνт∂u/∂y, где μт, νт динамическая и кинематическая турбулентные вязкости соответственно; при этом значения μт и νт и зависимость их от характеристик поля осреднённого течения неизвестны и должны устанавливаться на основе результатов теоретикоэкспериментальных исследований. В общем случае введённая таким образом турбулентная вязкость является тензорной величиной.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.