- самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности
Рис. 1. Изменение конфигурации самолёта.
самолёт с крыло́м изменя́емой в полёте стрелови́дности. Возникшая потребность в многоцелевых и, следовательно, многорежимных (в основном боевых) самолётах привела к необходимости создать летательный аппарат, аэродинамические свойства которого удовлетворяли бы самым различным, часто противоречивым, требованиям (рис. 1). Широкая номенклатура и значительная масса боевой нагрузки при приемлемой длине взлетно-посадочной полосы предполагают использование толстого прямого крыла с эффективной щелевой механизацией. Для достижения большой дальности и продолжительности полёта на высоте на больших дозвуковых скоростях (Маха число полёта M∞ = 0,70,9) необходимо относительно толстое крыло с достаточно большим удлинением и небольшой стреловидностью; для продолжительного полёта на малых высотах при M∞≈0,7 оптимально крыло умеренных удлинения и стреловидности с большой удельной нагрузкой. Наиболее высокие манёвренные характеристики на до- и околозвуковых скоростях обеспечивает крыло умеренных удлинения и стреловидности с наплывом, обладающее высокими несущими свойствами и аэродинамическим качеством на больших углах атаки. При сверхзвуковых скоростях эффективно тонкое крыло малого удлинения с большой стреловидностью; на малых высотах при предельных скоростных напорах оптимально крыло относительно малой площади с низкими несущими свойствами.
Требуемый характер изменения геометрических характеристик крыла (удлинение, угол стреловидности χ, относительная толщина) и связанных ними аэродинамическими и лётно-техническими характеристик обеспечивается изменением угла стреловидности в плоскости от режима полёта (рис. 2).
Поворот консолей крыла, однако, сопряжен со значительным смещением фокуса аэродинамического. Это неблагоприятное явление, затрудняющее балансировку летательного аппарата и ухудшающее его устойчивость и управляемость, устраняется размещением поворотного шарнира вне фюзеляжа в неподвижном наплыве (рис. 3). Конструктивные особенности С. с к. и. в. п. с. наличие поворотного шарнира, привода поворота консолей, относительно большое строительное удлинение консолей крыла, наличие поворотных подкрыльевых пилонов для размещения подвесного вооружения (чтобы при изменении стреловидности крыла сохранить их ориентацию по потоку) приводят к увеличению массы конструкции по сравнению с самолётом, имеющим неподвижное крыло, и выигрыши в дальности полёта и манёвренных характеристиках несколько снижаются. Особенностью управления С. с к. и. в п. с. является комбинированное использование интерцепторов (при малой стреловидности) и дифференциальное отклонение стабилизатора (в основном при большой стреловидности) для создания крена.
Первые серийные С. с. к. и. в п. с. Дженерал дайнемикс F-111A (США) см. рис. 4 и МиГ-23 (СССР) см. рис. 5.
Р. Д. Иродов, Л. А. Курочкин.
Рис. 2. Зависимости максимального значения аэродинамического качества.
Рис. 3. Зависимость разности относительных координат положения аэродинамического фокуса.
Рис. 4. Истребитель-бомбардировщик Дженерал дайнемикс F‑111.
Рис. 5. Истребитель МиГ‑23.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.