самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности


самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности
Изменение конфигурации самолёта в зависимости от высоты H полёта и M∞:1 — взлёт, посадка;2 — крейсерский режим полёта;3 — манёвр;4 — сверхзвуковой бросок;5 — сверхзвуковой полёт на большой высоте. Сплошная кривая ограничивает область допустимых режимов полёта. На вставке — зависимости удлинения λ и относительной толщины  крыла от угла стреловидности χ.

Рис. 1. Изменение конфигурации самолёта.

самолёт с крыло́м изменя́емой в полёте стрелови́дности. Возникшая потребность в многоцелевых и, следовательно, многорежимных (в основном боевых) самолётах привела к необходимости создать летательный аппарат, аэродинамические свойства которого удовлетворяли бы самым различным, часто противоречивым, требованиям (рис. 1). Широкая номенклатура и значительная масса боевой нагрузки при приемлемой длине взлетно-посадочной полосы предполагают использование толстого прямого крыла с эффективной щелевой механизацией. Для достижения большой дальности и продолжительности полёта на высоте на больших дозвуковых скоростях (Маха число полёта M = 0,7—0,9) необходимо относительно толстое крыло с достаточно большим удлинением и небольшой стреловидностью; для продолжительного полёта на малых высотах при M≈0,7 оптимально крыло умеренных удлинения и стреловидности с большой удельной нагрузкой. Наиболее высокие манёвренные характеристики на до- и околозвуковых скоростях обеспечивает крыло умеренных удлинения и стреловидности с наплывом, обладающее высокими несущими свойствами и аэродинамическим качеством на больших углах атаки. При сверхзвуковых скоростях эффективно тонкое крыло малого удлинения с большой стреловидностью; на малых высотах при предельных скоростных напорах оптимально крыло относительно малой площади с низкими несущими свойствами.

Требуемый характер изменения геометрических характеристик крыла (удлинение, угол стреловидности χ, относительная толщина) и связанных ними аэродинамическими и лётно-техническими характеристик обеспечивается изменением угла стреловидности в плоскости от режима полёта (рис. 2).

Поворот консолей крыла, однако, сопряжен со значительным смещением фокуса аэродинамического. Это неблагоприятное явление, затрудняющее балансировку летательного аппарата и ухудшающее его устойчивость и управляемость, устраняется размещением поворотного шарнира вне фюзеляжа в неподвижном наплыве (рис. 3). Конструктивные особенности С. с к. и. в. п. с. — наличие поворотного шарнира, привода поворота консолей, относительно большое строительное удлинение консолей крыла, наличие поворотных подкрыльевых пилонов для размещения подвесного вооружения (чтобы при изменении стреловидности крыла сохранить их ориентацию по потоку) — приводят к увеличению массы конструкции по сравнению с самолётом, имеющим неподвижное крыло, и выигрыши в дальности полёта и манёвренных характеристиках несколько снижаются. Особенностью управления С. с к. и. в п. с. является комбинированное использование интерцепторов (при малой стреловидности) и дифференциальное отклонение стабилизатора (в основном при большой стреловидности) для создания крена.

Первые серийные С. с. к. и. в п. с. — Дженерал дайнемикс F-111A (США) — см. рис. 4 и МиГ-23 (СССР) — см. рис. 5.

Р. Д. Иродов, Л. А. Курочкин.

Зависимости максимального значения аэродинамического качества Kmax перегрузки ny уст в установившемся полёте при максимальной тяге двигателей от M∞ при различных значениях χ (точки — результаты экспериментов).

Рис. 2. Зависимости максимального значения аэродинамического качества.

Зависимость разности относительных координат Δ = Fχ= 15° положения аэродинамического фокуса от χ при различных относительных смещениях  центра вращения шарнира:1 – = 0,17;2 – = 0,3.

Рис. 3. Зависимость разности относительных координат положения аэродинамического фокуса.

Истребитель-бомбардировщик Дженерал дайнемикс F‑111 (США).

Рис. 4. Истребитель-бомбардировщик Дженерал дайнемикс F‑111.

Истребитель МиГ‑23.

Рис. 5. Истребитель МиГ‑23.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Смотреть что такое "самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности" в других словарях:

  • самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности — Рис. 1. Изменение конфигурации самолёта. самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности. Возникшая потребность в многоцелевых и, следовательно, многорежимных (в основном боевых) самолётах привела к необходимости создать летательный аппарат,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Самолёт с крылом изменяемой в полете стреловидности — Возникшая потребность в многоцелевых и, следовательно, многорежимных (в основном боевых) самолётах привела к необходимости создать летательный аппарат, аэродинамические свойства которого удовлетворяли бы самым различным, часто противоречивым,… …   Энциклопедия техники

  • самолёт — летательный аппарат тяжелее воздуха с крылом, на котором при движении образуется аэродинамическая подъёмная сила, и силовой установкой, создающей тягу для полёта в атмосфере. Основные части самолёта: крыло (одно или два), фюзеляж, оперение, шасси …   Энциклопедия техники

  • самолёт — …   Энциклопедия «Авиация»

  • самолёт — …   Энциклопедия «Авиация»

  • самолёт — …   Энциклопедия «Авиация»

  • самолёт — …   Энциклопедия «Авиация»

  • сверхзвуковой самолёт — самолёт, конструкция и лётно технические характеристики которого допускают полёты со скоростями, превышающими скорость звука. В отличие от самолётов, летающих на дозвуковых скоростях, у сверхзвуковых самолётов стреловидная или треугольная (в… …   Энциклопедия техники

  • сверхзвуковой самолёт — сверхзвуковой самолёт — самолёт, условия эксплуатации которого предусматривают полёт со скоростями, превышающими скорость звука. Введение понятия «С. с.» в 1950 е гг. вызвано существенным отличием геометрических форм, обеспечивающих… …   Энциклопедия «Авиация»

  • сверхзвуковой самолёт — сверхзвуковой самолёт — самолёт, условия эксплуатации которого предусматривают полёт со скоростями, превышающими скорость звука. Введение понятия «С. с.» в 1950 е гг. вызвано существенным отличием геометрических форм, обеспечивающих… …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.