- линия рабочих режимов
Рис. 1. Характеристика компрессора одноконтурного турбореактивного двигателя и линии рабочих режимов.
ли́ния рабо́чих режи́мов газотурбинного двигателя геометрическое место точек, характеризующих совместно работу компрессора (каскада компрессора в многовальном двигателе) и его турбины на характеристике компрессора (каскада компрессора) газотурбинного двигателя. Уравнение Л. р. р. на характеристике компрессора одновального турбореактивного двигателя может быть получено с помощью уравнения неразрывности, записанного для сечения перед компрессором и критического сечения первого соплового аппарата турбины, и условия равенства работ компрессора и турбины. При этом уравнение Л. р. р. имеет вид
,
где π*к, η*к, π*т, η*г соответственно степень повышения давления и коэффициент полезного действия компрессора, степень понижения давления и коэффициент полезного действия турбины; λв приведённая скорость в сечении перед компрессором; q(λв) газодинамическая функция; k и kг показатели изоэнтропического процесса для воздуха и газа. При критическом перепаде давлений в реактивном сопле (λс. кр = 1) зависимость π*к от q(λв) однозначна. При докритическом перепаде давлений в реактивном сопле расположение Л. р. р. зависит от Маха числа полёта M∞ (рис. 1, nпр относительная приведённая частота вращения). В турбореактивном двухконтурном двигателе с однокаскадным компрессором внутреннего контура расположение Л. р. р. аналогично её расположению при одноконтурном турбореактивном двигателе (кривая 2 на рис. 2, Gв. пр относительный приведённый расход воздуха через компрессор). В турбореактивном двухконтурном двигателе с двухкаскадным компрессором Л. р. р. на характеристике компрессора средний давления более пологая по сравнению с кривой для одноконтурного турбореактивного двигателя (кривая 1 на рис. 2), что вызвано влиянием компрессора высокого давления. Конкретный вид Л. р. р. газотурбинного двигателя определяется законом регулирования двигателя.
В. П. Деменчёнок.
Рис. 2. Характеристика компрессора двухконтурного турбореактивного двигателя и линии рабочих режимов.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.