- «Де Хэвилленд»
Рис. 1. Многоцелевой самолёт Де Хэвилленд D.H.80 «Пус Моc».
«Де Хэ́вилленд» (De Havilland Aircraft Со.) самолёто- и авиадвигателестроительная фирма Великобритании. Основана в 1920 Де Хэвиллендом. В 1960 вошла в состав концерна «Хокер Сидли». В 2030-е гг. выпускала в основном спортивные, туристские, учебно-тренировочные и лёгкие пассажирские самолёты, в том числе известной серии «Мос»: D.H.60 «Мос» (первый полёт в 1925), D.H.61 «Джайант мос» (1927), D.H.80 «Пусс мос» (1929, см. рис. 1), D.H.82 «Тайгер мос» (1931), D.H.87 «Хорнет мос» (1934) и др. В 1937 был создан скоростной пассажирский самолёт D.H.91 «Альбатрос» с четырьмя поршневыми двигателями. В годы 2-й мировой войны построен 7781 самолёт деревянной конструкции D.H.98 «Москито» (1940, широко применялись в качестве лёгких бомбардировщиков, истребителей и разведчиков, см. рис. 2), Большими сериями выпускались реактивные истребители D.H.100 «Вампир» (1943, см. рис. 3), D.H.112 «Веном» (1949), в 1951 создан палубный истребитель D.H.110 «Си виксен» с двумя турбореактивными двигателями. В 1946 создан экспериментальный реактивный самолёт D.H.108 схемы «бесхвостка» со стреловидным крылом. В 1945 выпущен пассажирский самолёт D.H.104 «Дав» с двумя поршневыми двигателями, а затем первый реактивный пассажирский самолёт D.H.106 «Комета» (1949. см. рис. 4). Самолёт «Комета» 1 вышел на авиалинии в 1952, но в 1954 снят с эксплуатации из-за ряда катастроф. В конце 50-х гг. выпускались усовершенствованные варианты; всего построено 112 самолётов «Комета», Были также созданы пассажирский самолёт D.H.121 «Трайдент» (1962) с тремя турбореактивными двухконтурными двигателями и реактивный административный самолёт D.H.125 (1962), выпуск которых был продолжен концерном «Хокер Сидли». Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблицах 1 и 2.
Ю. Я. Шилов.
Таблица 1. Реактивные пассажирские самолёты «Комета» фирмы «Де Хэвилленд».
Основные данные «Комета» 1 «Комета» 4C Первый полёт, год 1949 1959 Число и тип двигателей 4 ТРД 4 ТРД Тяга двигателя, кН. 19,8 46,7 Длина самолёта, м 28,35 35,67 Высота самолёта, м 8,65 8,99 Размах крыла, м 35 35 Площадь крыла, м2 187,2 197 Максимальная взлётная масса, т 47,627 73,5 Масса снаряжённого самолёта, т 36,1 Максимальное число пассажиров 48 101 Максимальная коммерческая нагрузка, т 5,67 10,4 Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км 2816 5350 Коммерческая нагрузка при максимальном запасе топлива, т 5,1 Дальность полёта при максимальном запасе топлива, км 6700 Максимальная крейсерская скорость полёта, км/ч 788 872 Экипаж, чел. 4 4 Таблица 2. Военные самолёты фирмы «Де Хэвилленд».
Основные данные Бомбардировщик «Москито» B.Mk.IV Истребитель-бомбардировщик «Вампир» F.B.Mk.S Ночной истребитель «Веном» NF.3 Палубный всепогодный истребитель «Си виксен» F.A.W.I Первый полёт, год 1941 1948 1953 1957 Число и тип двигателей 2 ПД 1 ТРД 1 ТРД 2 ТРД Мощность двигателя, кВт 1090 Тяга двигателя, кН 13,8 22 42,2 Длина самолёта, м 12,34 9,37 11,17 16,31 Высота самолёта, м 3,81 2,69 1,98 3,4 Размах крыла, м 16,51 11,58 12,7 15,24 Площадь крыла, м2 42,2 24,4 26 60,2 Взлётная масса, т 9,72 5,6 7,17 16,3 Масса пустого самолёта, т 6,08 3,28 Максимальная дальность полёта, км 3280 1880 1610 2400 Максимальная скорость полёта, км/ч 611 869 1013 1200 Потолок, м 10300 12200 15000 16800 Экипаж, чел. 2 1 2 2 Вооружение Бомбы (907 кг) 4 пушки (20 мм); бомбы (907 кг) 4 пушки (20 мм) 28 НАР и 4 УР (или бомбы массой 1,7 т)
Рис. 2. Бомбардировщик Де Хэвилленд «Москито».
Рис. 3. Истребитель Де Хэвилленд «Вампир».
Рис. 4. Пассажирский самолёт Де Хэвилленд «Комета 1».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.