- хладоресурс топлива
хладоресу́рс то́плива определяется количеством теплоты, которое можно передать топливу от нагретых элементов летательного аппарата, масла, воздуха и пр. Численно физический Х. т. равен изменению полного теплосодержания топлива в заданном интервале температур. Хладоресурс индивидуальных углеводородов в жидком состоянии в интервале от температуры плавления до температуры кипения возрастает по всем гомологическим рядам при увеличении числа атомов углерода n в молекуле. При n≥10 углеводороды с одинаковым числом атомов углерода в молекуле имеют практически одинаковый хладоресурс в любом интервале температур. При реализации хладоресурса реактивных топлив возможны ограничения по температуре, накладываемые термостабильностью топлива.
По Х. т. в жидкой фазе при атмосферном давлении на единицу массы и единицу объёма реактивные топлива существенно превосходят водород, метан, пропан, бутан. За реактивными топливами сохраняются преимущества и при использовании теплоты испарения, а также при нагревании до критической температуры.
Использование Х. т. позволяет решать практические задачи тепловой защиты теплонапряжённых элементов силовых установок и систем летательного аппарата, особенно сверхзвуковых. Предполагается использование топлива в качестве хладагента в охлаждаемых конструкциях гиперзвуковых летательных аппаратов. В табл. приведены значения физического хладоресурса некоторых углеводородов и реактивных топлив.
Н. Ф. Дубовкин.
Хладоресурс некоторых индивидуальных углеводородов и реактивных топлив (кДж/кг).
* Хладоресурс отсчитан от ‑60°С.Хладагент + ls Водород H2 62 520 9750 Метан CH4 66 580 2040 Пропан C3H8 230 660 1695 Бутан C4H10 295 680 1635 Октан C8H18 420 725 1445 Метилциклогексан C7H14 400 725 1445 Толуол C7H8 345 710 1270 Реактивные топлива*: ТС-1 450 930 1370 Т-6 570 1090 1335 Примечание. В таблице хладоресурс от температуры плавления до температуры начала кипения; ls теплота испарения при давлении 100 кПа.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.