- филателия авиационная
Рис. 1.
филатели́я авиацио́нная (от греч. philō люблю и atéleia освобождение от оплаты: марки заменили применявшуюся до их появления денежную оплату за пересылку писем) коллекционирование и изучение знаков почтовой оплаты и других документов (например, штемпелей, специальных наклеек и пр.), предназначенных как для почтовых отправлений по воздуху, так и для обычной почты, но с сюжетами, связанными с авиацией. С конца 70-х гг. авиация стала повсеместно использоваться для почтовых перевозок. Поэтому выделять каким-либо образом авиапочтовые отправления стало нецелесообразно. В связи с этим эмиссии марок с надписью «Авиапочта» в СССР прекращены в 1980. В то же время почтовые марки с авиационной тематикой продолжают выпускаться и пользуются большой популярностью.
В глубокой древности для пересылки сообщений по воздуху люди использовали обученных голубей. Голубиная почта сохранилась до наших дней, и ей посвящены многие марки в различных странах мира. Известны специальные марки для оплаты корреспонденции, доставляемой голубями. Голубиная почта широко использовалась для пересылки военных депеш во время 1-й мировой войны. Для уничтожения воздушных связных создавались отряды снайперов. Известно применение и других средств для пересылки воздушных сообщений: ракеты, артиллерийские снаряды, воздушные шары (аэростаты). Первые отечественные марки авиапочты были выпущены 15 июля 1922 для оплаты служебной корреспонденции, пересылаемой самолётами совместного русско-германского общества воздушных сообщений «Дерулюфт» на первой международной воздушной линии Москва Кенигсберг (впоследствии линия была продлена до Берлина). Для этого выпуска использовались марки консульской пошлины царской России, на которых были сделаны надпечатки «Воздушная почта Р.С.Ф.С.Р.» и шифр нового номинала в германской валюте в соответствии с применявшимся в германской авиапочте тарифом 12 марок за 10 г корреспонденции. Тираж этих служебных марок был ограничен, и они являются филателистической редкостью.
Первая советская общегосударственная марка воздушной почты вышла в ноябре 1922 как продолжение серии почтовых марок, выпущенных к пятой годовщине Октябрьской революции с рисунком художника И. И. Дубасова «Рабочий, высекающий на камне юбилейные даты 19171922 г.». Для этого на рисунок изменённого цвета 45-рублёвой марки была наложена красная литографская надпечатка контура летящего самолёта. Марка продавалась только на Главном почтамте Москвы для дополнительной оплаты почтовых пересылок самолётами до Кёнигсберга.
Рост воздушных почтовых перевозок потребовал увеличения выпуска авиапочтовых марок. Новая серия из четырёх марок была изготовлена в конце 1923, однако в связи с денежной реформой эти марки оказались непригодными. Для выпуска их в употребление пришлось сразу же сделать на них надпечатки новых стоимостей в золотом исчислении.
На первых советский авиапочтовых марках изображались иностранные самолёты, первоначально летавшие на линиях «Добролёта». Однако уже на марках 1927, посвящённых Первой международной авиапочтовой конференции в Гааге, появилось изображение самолёта АНТ-3 конструкции А. Н. Туполева. Выпускавшиеся с тех пор отечественные авиапочтовые марки посвящались деятелям науки и техники, лётчикам, достижениям советский авиа-, дирижабле- и вертолётостроения, знаменательным событиям.
В 1933 выходят марки, отмечающие успехи в изучении стратосферы и 10-летие гражданской авиации. Серия марок «Спасение челюскинцев» с портретами первых Героев Советского Союза открывает Ф. а. 1935. В августе того же года на марке из этой серии с портретом С. А. Леваневского делается надпечатка «Перелет Москва Сан-Франциско через Северный полюс 1935 1 р.». Полёт закончился катастрофой в просторах Арктики, до сих пор хранящей тайну гибели экипажа. Марки с этой надпечаткой, особенно на почтовых отправлениях, стали раритетом.
Последние предвоенные выпуски Ф. а. в феврале марте 1941 посвящены 23-й годовщине Красной Армии и ВМФ СССР и памяти Н. Е. Жуковского. На военных и первых послевоенных марках помещены портреты героев-лётчиков, изображения боевых самолётов. В последующих эмиссиях Ф. а. широко представлены отечественная авиация, её выдающиеся представители.
Первые марки авиапочты за рубежом появились в Италии (1917), Австрии и США (1918), Германии (1919). Марки Ф. а. выходят во всём мире, в больших и малых странах.
М. В. Саукке, Ф. И. Склянский.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 8.
Рис. 9.
Рис. 10.
Рис. 11.
Рис. 12.
Рис. 13.
Рис. 14.
Рис. 15.
Рис. 16.
Рис. 17.
Рис. 18.
Рис. 19.
Рис. 20.
Рис. 21.
Рис. 22.
Рис. 23.
Рис. 24.
Рис. 25.
Рис. 26.
Рис. 27.
Рис. 28.
Рис. 29.
Рис. 30.
Рис. 31.
Рис. 32.
Рис. 33.
Рис. 34.
Рис. 35.
Рис. 36.
Рис. 37.
Рис. 38.
Рис. 39.
Рис. 40.
Рис. 41.
Рис. 42.
Рис. 43.
Рис. 44.
Рис. 45.
Рис. 46.
Рис. 47.
Рис. 48.
Рис. 49.
Рис. 50.
Рис. 51.
Рис. 52.
Рис. 53.
Рис. 54.
Рис. 55.
Рис. 56.
Рис. 57.
Рис. 58.
Рис. 59.
Рис. 60.
Рис. 61.
Рис. 62.
Рис. 63.
Рис. 64.
Рис. 65.
Рис. 66.
Рис. 67.
Рис. 68.
Рис. 69.
Рис. 70.
Рис. 71.
Рис. 72.
Рис. 73.
Рис. 74.
Рис. 75.
Рис. 76.
Рис. 77.
Рис. 78.
Рис. 79.
Рис. 80.
Рис. 81.
Рис. 82.
Рис. 83.
Рис. 84.
Рис. 85.
Рис. 86.
Рис. 87.
Рис. 88.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.