- фалеристика авиационная
Рис. 1.
фалери́стика авиацио́нная (от лат. falerae, phalerae металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия) коллекционирование и изучение медалей и значков, на которых запечатлена история развития воздухоплавания и авиации. Ф. а. принципиально отличается от таких классических видов коллекционирования, как филателия и нумизматика. О выпуске в обращение марок и монет, об их выходных данных сообщается в печати, и коллекционеру необходимо лишь приложить усилия к их приобретению. Появление же медалей и значков, составляющих Ф. а., не находит отражения в прессе. Объясняется это тем, что большое их количество выпускается предприятиями местной промышленности, авиационными заводами и КБ (так называемые провизорные выпуски) и поэтому не может быть точно установлено. Это требует от коллекционеров Ф. а. большой поисковой и исследовательской работы. Для ориентации в материалах отечественной Ф. а. её удобно разбить на три основных периода, каждый из которых может состоять из ряда разделов.
Фалеристика авиационная в 18961917. В России первые воздухоплавательные части для ведения разведки и корректирования артиллерийского огня начали формироваться в 1891. Специалистов для них готовили в офицерском классе учебного воздухоплавательного парка, созданного в 1890. Знак парка утверждён 24 февраля 1896. Он выполнен в виде венка из оксидированного серебра; вверху помещён двуглавый орёл со скрещёнными топорами (вариант топор и якорь). На венок наложен золотой якорь с крыльями. В военной авиации России был ещё ряд знаков, в том числе военного лётчика, лётчика-наблюдателя; были особые знаки и для офицеров морской авиации. Знак, включавший в свою арматуру пропеллер, имел один из первых русских авианосных кораблей «Орлица». Начиная с 1913 напогонным знаком русских авиационных частей стал державный орёл, удерживающий скрещённые меч и пропеллер с бомбой в центре. Выпускались знаки к знаменательным событиям в развитии теории воздухоплавания и летания. К ним относятся знаки VIII и последующих съездов естествоиспытателей и врачей, на которых выступал с докладами Н. Е. Жуковский. Они выполнялись в виде овала, обрамлённого ветвями лавра и дуба. В центре овала помещалась римская цифра, соответствующая порядковому номеру съезда. Иногда внизу указывался город, в котором проходил съезд. В 1911 состоялся первый Всероссийский воздухоплавательный съезд, в 1912 второй, в 1914 третий. Все они отмечены знаками стандартного образца с изображением расчалочного моноплана и аббревиатурой «ВВС» наверху. Порядковый номер съезда размещался между буквами «В», а буква «С» охватывала их. В 1908 учреждается Императорский всероссийский аэроклуб (ИВАК), также имевший свои знаки. Начиная с 1909, после принятия России в члены ФАИ, аббревиатура ФАИ появляется в нижней части знаков ИВАК. 190910 отмечены организацией обществ воздухоплавания во многих городах России. Одним из крупных обществ было киевское. Его знак включал щит с надписью «КОВ»; над щитом располагался орёл с пропеллером. Интересны знаки 1911, рассказывающие о впечатляющих авиационных событиях: перелёте Санкт-Петербург Москва, первой показательной выставке в Санкт-Петербурге, авиационной неделе в Москве. В 190913 для жертвователей на воздушный флот России было изготовлено восемь различных многокрасочных жетонов с надписью; «Воздушный флот сила России». Для усиления притока пожертвований в 1912 учреждается несколько нагрудных знаков из серебра и золота: знак «Самолёт в венке» выдавался за взнос 3 руб. и более; знак «Орёл с самолётом и Андреевским флагом» на цепочке за 5 руб. и более. Большой « нагрудный знак для оказавших услугу в деле развития отечественного военного воздухоплавания » в серебряном исполнении выдавался за взнос 100 руб., в золотом за взнос 500 руб. В центре знака располагался самолёт, обрамлённый лентой с надписью «Воздушный флот сила России». Авиационная промышленность России представлена односторонней плакетой Русско-Балтийского завода (1914), выпускавшего среди прочего и самолёты И. И. Сикорского «Илья Муромец». О широко поставленных в России научно-исследовательских работах свидетельствует юбилейная медаль Аэродинамического института в Кучино, образованного в 1904 (см. рис. при статье Аэродинамический институт).
Фалеристика авиационная в 191845. Эти годы отмечены выпуском значков, отражающих историю развития советский авиации. Много значков посвящено обществам содействия авиации: ОДВФ, Авиахиму, Осоавиахиму и др. Интересен знак Всесоюзной ассоциации инженеров (ВАИ), объединявшей всю техническую интеллигенцию страны. По примеру прежних лет выпускались значки для продажи населению; выручка шла на строительство боевых эскадрилий, именных самолётов, дирижаблей. В значках нашли отражение выдающиеся перелёты: Москва Пекин, Москва Анкара, Москва Нью-Йорк (американский выпуск), перелёт легкомоторных самолётов 1935 и др. В 1927 был проведён звёздный перелёт военных экипажей. Все участники были награждены особым знаком. В 30-х гг. свои знаки получают все школы Военно-воздушных сил, лётчики-инструкторы. Выпускаются знаки к юбилейным датам крупных авиационных предприятий, научных институтов. Целая гамма значков «Добролет», «Отличник Аэрофлота», «За налет километров», «За налет часов» была выпущена для поощрения работников гражданской авиации. Авиационная промышленность в эти годы входила в самые различные профсоюзные объединения союз рабочих-металлистов, союз рабочих-шоферов и авиаработников, союз работников автотракторной и авиационной промышленности, что нашло своё отражение в значках этих союзов. Расширение применения авиации в народном хозяйстве связано с появлением ряда наградных значков с изображением самолёта: «Почетному полярнику», «Отличнику геодезии и картографии» и др. Достижения мирового значения были отмечены выпуском памятных медалей в честь экспедиции Главсевморпути на Северный полюс, перелёта Москва Сан-Джасинто через Северный полюс.
Фалеристика авиационная после 1945. В эти годы выходит большое количество сувенирных, памятных, наградных значков и медалей. С конца 50-х гг. отмечается всплеск интереса к фалеристике вообще и к Ф. а. в особенности. Характерно, что со второй половины 60-х гг. впервые появляются серии значков, каждая из которых посвящена определённой авиационной теме: авиация на Севере, самолёты ОКБ А. Н. Туполева, развитие авиации в России и др. Выпускаются значки и медали к юбилеям крупных технических достижений (постройка первого цельнометаллического самолёта в СССР, рекордный полёт вертолёта ЦАГИ 1-ЭА и др.), самолёто- и вертолётостроительных КБ, НИИ, авиационных заводов. Выходит много знаков и медалей, посвящённых воздушным армиям, дивизиям, полкам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. Появляются медали к открытию новых аэропортов страны и авиалиний, отражающие применение авиации в народном хозяйстве и т. п. Выход советского самолёто- и вертолётостроения на международную арену отмечен памятными медалями участия в авиационных салонах и выставках во Франции, ФРГ, Японии.
Общее число значков и медалей отечественной Ф. а. превышает 5000.
О наградных медалях см. ст. Жуковского премии и медали, Туполева медали, Награды ФАИ.
М. Б. Саукке.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 8.
Рис. 9.
Рис. 10.
Рис. 11.
Рис. 12.
Рис. 13.
Рис. 14.
Рис. 15.
Рис. 16.
Рис. 17.
Рис. 18.
Рис. 19.
Рис. 20.
Рис. 21.
Рис. 22.
Рис. 23.
Рис. 24.
Рис. 25.
Рис. 26.
Рис. 27.
Рис. 28.
Рис. 29.
Рис. 30.
Рис. 31.
Рис. 32.
Рис. 33.
Рис. 34.
Рис. 35.
Рис. 36.
Рис. 37.
Рис. 38.
Рис. 39.
Рис. 40.
Рис. 41.
Рис. 42.
Рис. 43.
Рис. 44.
Рис. 45.
Рис. 46.
Рис. 47.
Рис. 48.
Рис. 49.
Рис. 50.
Рис. 51.
Рис. 52.
Рис. 53.
Рис. 54.
Рис. 55.
Рис. 56.
Рис. 57.
Рис. 58.
Рис. 59.
Рис. 60.
Рис. 61.
Рис. 62.
Рис. 63.
Рис. 64.
Рис. 65.
Рис. 66.
Рис. 67.
Рис. 68.
Рис. 69.
Рис. 70.
Рис. 71.
Рис. 72.
Рис. 73.
Рис. 74.
Рис. 75.
Рис. 76.
Рис. 77.
Рис. 78.
Рис. 79.
Рис. 80.
Рис. 81.
Рис. 82.
Рис. 83.
Рис. 84.
Рис. 85.
Рис. 86.
Рис. 87.
Рис. 88.
Рис. 89.
Рис. 90.
Рис. 91.
Рис. 92.
Рис. 93.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.