топливо авиационное

топливо авиационное

то́пливо авиацио́нное — горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя летательного аппарата для получения тепловой энергии в процессе окисления кислородом воздуха (сжигания). К Т. а. относятся авиационные бензины и реактивные топлива. Первые применяются в поршневых двигателях, вторые — в турбореактивных и турбовинтовых.

Из совокупности показателей, характеризующих качество авиационного бензина, наиболее важными являются детонационную стойкость, фракционный состав и химическая стабильность. Детонационная стойкость определяет пригодность бензина к применению в двигателях с высокой степенью сжатия рабочей смеси без возникновения детонационного сгорания, вызывающего большие ударные нагрузки на поршни и перегрев головок цилиндров. Фракционный состав характеризует испаряемость бензина, что определяет его способность к образованию рабочей топливовоздушной смеси; химическая стабильность — способность противостоять изменениям химического состава при хранении, транспортировке и применении.

Авиационные бензины получают главным образом из бензиновых фракций путём прямой перегонки нефти, каталитического крекинга или риформинга без добавки или с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и различных присадок. Фракционный состав авиационных бензинов характеризуется диапазонами температур выкипания (40—180°С) и давлений насыщенных паров (29—48 кПа).

Классификация авиационных бензинов основывается на их антидетонационных свойствах, выраженных в октановых числах и в единицах сортности. Сорта отечественных авиационных бензинов маркируются, как правило, дробью: в числителе — октановое число или сортность на бедной смеси, в знаменателе — сортность на богатой смеси, например, Б-95/130. Встречается маркировка авиационных бензинов и по одним октановым числам (например, Б-70). Авиационные бензины выпускаются трёх марок: Б-95/130, Б-91/115 и Б-70 (табл. 1). Из перечисленных сортов наибольшее применение находят авиационные бензины Б-91/115 и Б-95/130.

Основными показателями качества реактивных топлив являются массовая и объёмная теплота сгорания, термостабильность топлива, давление насыщенных паров, вязкость при минусовых температурах, совместимость с конструкционными и уплотнительными материалами, нагарные и противоизносные свойства. Совокупности перечисленных требований авиационные бензины не удовлетворяют главным образом из-за пониженной плотности, высокой испаряемости и плохих смазочных свойств. В связи с этим бензины в качестве основных топлив для ТВД и ТРД не применяются.

Реактивные топлива вырабатываются в основном из среднедистиллятных фракций нефти, выкипающих при температуре 140—280°С (лигроино-керосиновых). Широкофракционные сорта реактивных топлив (Т-2) изготовляются с вовлечением в переработку также бензиновых фракций нефти. Для получения некоторых сортов реактивных топлив (Т-8В, Т-6) в качестве сырья применяются вакуумный газойль и продукты вторичной переработки нефти. В реактивные топлива могут вводиться функциональные присадки (антиокислительные, противоизносные и др.).

Реактивные топлива на 96—99% состоят из углеводородов, в составе которых различают три основные группы — парафиновые, нафтеновые и ароматические. Содержание каждой из этих групп в составе топлива определяется природой нефти и технологией его производства. Содержание в топливе ароматических углеводородов регламентируется стандартами главным образом из-за их повышенной склонности к нагарообразованию и дымлению. Ограничивается в реактивных топливах также содержание непредельных углеводородов (через показатель «йодное число») как химически нестабильных. Кроме углеводородов в реактивных топливах в незначительных количествах присутствуют сернистые, кислородные, азотистые, металлорганические соединения и смолистые вещества. Их содержание в реактивных топливах Регламентируется стандартами. Так, например, нормируется содержание сернистых соединений, зольных продуктов, органических кислот и смол. Ограничение количества указанных гетероатомных соединений в топливе вызвано их отрицательным влиянием на термостабильность, антикоррозионные и некоторые другие эксплуатационные свойства.

По способу получения реактивные топлива делятся на прямогонные и гидрогенизационные. Первые (Т-1, ТС-1, Т-2) получаются непосредственно из отогнанных фракций нефти без их глубокой переработки. Технология получения вторых (РТ, Т-8В, Т-6) включает такие процессы, как гидроочистку (РТ, Т-8В), глубокое гидрирование (Т-6), гидрокрекинг (Т-8В), основным содержанием которых является воздействие водорода при высоких давлениях и температурах на углеводороды и гетероорганические соединения нефти. При гидроочистке из нефтяного дистиллята удаляются агрессивные и содержащие серу, азот и кислород нестабильные соединения практически без изменения углеводородного состава топлива. При гидрокрекинге и гидрировании наряду с очисткой исходного сырья происходит изменение его углеводородного состава (превращение непредельных соединений в насыщенные).

Применение гидрогенизационных процессов при производстве реактивных топлив позволяет расширить сырьевую базу топлив и значительно повысить их термостабильность. Основными сортами отечественных реактивных топлив являются ТС-1, РТ и Т-6 (табл. 2).

Топливо ТС-1 является массовым реактивным топливом для дозвуковой авиации и сверхзвуковой авиации с ограниченной продолжительностью сверхзвукового полёта. Топливо РТ полностью удовлетворяет эксплуатационным требованиям, предъявляемым к топливу ТС-1, и может применяться вместо него. Вместе с тем, будучи более термостабильным, оно допускает нагрев в топливной системе силовой установки до более высоких температур, и поэтому допущено к применению в теплонапряжённых двигателях самолётов с увеличенной продолжительностью сверхзвукового полёта, в течение которого вследствие аэродинамического нагревания возможно значительного повышение температуры топлива в баках самолёта.

Топливо Т-6 высокотермостабильное, имеет повышенную плотность и низкое давление насыщенных паров. Эти качества определяют применение топлива Т-6 на высокоскоростных самолётах с большой продолжительностью сверхзвукового полёта.

Наряду с основными сортами реактивных топлив промышленностью могут вырабатываться резервные. Резервным по отношению к топливу ТС-1 является топливо Т-2, резервным по отношению к топливам РТ и Т-6 — топливо Т-8В. Топливо Т-2 — широкофракционное прямогонное реактивное топливо с плотностью не менее 755 кг/м3, давлением насыщенных паров не более 13 кПа, выкипающее в диапазоне температур 60—280°С. Благодаря более широкому, чем у топлива ТС-1, фракционному составу топливо Т-2 имеет по сравнению с топливом ТС-1 в 1,3—1,8 раза больший выход из нефти. Топливо Т-8В характеризуется повышенной плотностью (не менее 800 кг/м3), примерно вдвое меньшим, чем у топлив ТС-1 и РТ, давлением насыщенных паров и высокой термостабильностью.

В связи с постепенным истощением запасов нефтяного сырья исследуются новые виды авиационных топлив, в том числе синтетическое топливо, криогенное топливо (включая жидкий водород), криогенное метановое топливо (КМТ) и др. В 1989—90 на жидком водороде и КМТ был испытан самолёт Ту-155, в 1987—88 на сконденсированном техническом бутане — вертолёт Ми-8Т. См. также Боросодержащее топливо.

Литература:
Саблина З. А., Состав и химическая стабильность моторных топлив, М., 1972;
Дубовкин Н. Ф., Физико-химические и эксплуатационные свойства реактивных топлив. Справочник, М., 1985.

Ф. П. Фёдоров.

Таблица 1. Основные данные авиационных бензинов.

ПоказательМарка бензина
Б-95/130Б-91/115Б-70
Содержание тетраэтилсвинца, г на 1 кг бензина, не более3,32,50
Детонационная стойкость:
      октановое число по моторному методу, не менее959170
      сортность на богатой смеси130115
Теплота сгорания (низшая), МДж/кг (ккал/кг), не менее43,2 (10300)43,2 (10300)
Фракционный состав:
перегоняется при температуре, °С, не выше:
      10%828288
      50%105105105
      90%145145145
      97,5%180180180
остаток, %, не более1,51,51,5
давление насыщенных паров, кПа
      не менее2929
      не более484848
Йодное число, г иода на 100 г бензина, не более1022
Содержание смол, мг на 100 мл бензина, не более432
ЦветЖёлтыйЗелёныйБесцветный
Примечание. Температура начала перегонки не ниже 40°С, кристаллизации — не выше — 60°С.

Таблица 2. Основные данные реактивных топлив.

ПоказательМарка топлива
ТС-1РТТ-6
Плотность при 20°С, кг/м3, не менее775775840
Фракционный состав:
температура начала перегонки, °С
      не выше150
      не ниже135195
перегоняется при температуре, °С; не выше:
      10%165175220
      50%195225255
      90%270270290
      98%250280315
Вязкость кинематическая, сСт:
при температуре 20°С
      не менее1,251,25
      не более4,5
при температуре ‑40°С, не более81660
Теплота сгорания (низшая), МДж/кг(ккал/кг), не менее43 (10 250)43,2 (10 300)43 (10 250)
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже2828
Температура начала кристаллизации, °С, не выше-60-60-60
Иодное число, г иода на 100 г топлива, не более3,50,51
Содержание смол, мг на 100 мл топлива, не более546


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "топливо авиационное" в других словарях:

  • Топливо авиационное — горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя ЛА для получения тепловой энергии в процессе окисления кислородом воздуха (сжигания). К Т. а. относятся авиационные бензины и реактивные топлива. Первые применяются в… …   Энциклопедия техники

  • топливо авиационное — топливо авиационное — горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя летательного аппарата для получения тепловой энергии в процессе окисления кислородом воздуха (сжигания). К Т. а. относятся авиационные бензины и… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ГОСТ Р 52658-2006: Топливо авиационное турбинное. Метод определения кислотного числа — Терминология ГОСТ Р 52658 2006: Топливо авиационное турбинное. Метод определения кислотного числа оригинал документа: 3.1 кислотное число: Количество гидроокиси калия, выраженное в миллиграммах на грамм образца (мг КОН/г), израсходованное на… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Авиационное топливо — Авиационное топливо  горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя летательного аппарата для получения тепловой энергии в процессе окисления кислородом воздуха (сжигания). Делится на два типа  авиационные… …   Википедия

  • Авиационное топливо — топливо для двигателей самолётов, вертолётов, беспилотных ЛА. Основное А. т для поршневых двигателей авиационный бензин, для воздушно реактивных реактивное топливо …   Словарь военных терминов

  • топливо с широкими пределами кипения для реактивных двигателей — Авиационное топливо, состоящее из фракций керосина и нафты, с пределами кипения от 30 до 300 °С и температурой вспышки в закрытом тигле существенно ниже 38 °С. [СТ РК ИСО 1998 1 2004 (ИСО 1998 1:1998, IDT)] Тематики нефтепродукты EN wide… …   Справочник технического переводчика

  • авиационное топливо — 3.2 авиационное топливо: Авиационные бензины и авиационные керосины, выпускаемые в соответствии с действующими нормативными документами, допущенные к применению в установленном порядке и внесенные в соответствующие разделы руководств по летной… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • авиационное турбинное топливо — 3.1 авиационное турбинное топливо (aviation turbine fuel): Очищенный нефтяной дистиллят, обычно используемый в качестве топлива для авиационных газовых турбин. Различные сорта топлива характеризуются диапазоном испаряемости, температурой… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • безопасное авиационное топливо — Авиационное топливо с высокой температурой вспышки [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN high flash fuel …   Справочник технического переводчика

  • Реактивное топливо — см. в статье Топливо авиационное. Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 …   Энциклопедия техники


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»