продольная управляемость

продольная управляемость

продо́льная управля́емость летательного аппарата — способность летательного аппарата изменять параметры продольного движения по команде лётчика. Количественные характеристики П. у. определяют в виде отношения управляющего воздействия лётчика к реакции самолёта на это воздействие. При этом в качестве параметров, связанных с воздействием лётчика, используют усилие Pв на ручке управления (штурвале) рулём высоты (элевонами, стабилизатором, дестабилизатором) и её перемещение Хв, а реакцию самолёта на команды лётчика в продольном движении характеризуют изменением скорости полёта V, Маха числа полёта М, нормальной перегрузки nу, скорости тангажа, угла атаки.

К статическим характеристикам П. у. при переходе от одного установившегося режима полёта к другому относят, например, коэффициент расхода ручки управления и усилия на ней на перегрузку Xn = dХв/dny, Pn = dPв/dny; коэффициент расхода ручки управления и усилия на ней на скорость, при постоянной перегрузке: Хв = dХв/dV, Pв = dPв/dV = (dPв/dXв)Xв.

Для оценки П. у. при выполнении манёвров вблизи границы области эксплуатационных режимов полёта используют, например, усилия на ручке управления, которые необходимо приложить для вывода самолёта на максимальную перегрузку ny mах или предельно допустимый угол атаки αдоп, соответствующий допустимому значению коэффициента подъёмной силы cy доп (при М = const) — , ; усилия на ручке при минимальной и максимальной скоростях полёта из условий балансировки на крейсерских режимах полёта PVmin, PVmax, PMmax.

К характеристикам П. у. относят также усилия на рычагах управления, необходимые для поддержания исходной скорости полёта при максимальном изменении тяги двигателей, при выпуске и уборке воздушных тормозов.

Мерой П. у. (мерой качества «хождения» самолёта за ручкой управления) могут служить некоторые характеристики продольной устойчивости, например, время срабатывания (время, за которое перегрузка впервые достигает значения, которое установится в новом стационарном режиме), заброс по перегрузке.

Литература:
Остославский И. В., Калачев Г. С., Продольная устойчивость и управляемость самолёта, М., 1951.

В. И. Кобзев.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "продольная управляемость" в других словарях:

  • Продольная управляемость — летательного аппарата способность летательного аппарата изменять параметры продольного движения по команде лётчика. Количественные характеристики П. у. определяют в виде отношения управляющего воздействия лётчика к реакции самолёта на это… …   Энциклопедия техники

  • продольная управляемость — летательного аппарата — способность летательного аппарата изменять параметры продольного движения по команде лётчика. Количественные характеристики П. у. определяют в виде отношения управляющего воздействия лётчика к реакции самолёта на это… …   Энциклопедия «Авиация»

  • продольная устойчивость — летательного аппарата — способность летательного аппарата (в том числе летательного аппарата с системой улучшения устойчивости и управляемости) восстанавливать без вмешательства лётчика исходный режим продольного движения после прекращения… …   Энциклопедия «Авиация»

  • продольная устойчивость — летательного аппарата — способность летательного аппарата (в том числе летательного аппарата с системой улучшения устойчивости и управляемости) восстанавливать без вмешательства лётчика исходный режим продольного движения после прекращения… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Аэромеханика — механика полёта, совокупность методов определения действующих на летательный аппарат сил и моментов, траекторий полёта, летно технических и пилотажных характеристик летательного аппарата, методов анализа динамики полёта летательного аппарата, его …   Энциклопедия техники

  • аэромеханика — аэромеханика, механика полёта, — совокупность методов определения действующих на летательный аппарат сил и моментов, траекторий полёта, летно технических и пилотажных характеристик летательного аппарата, методов анализа динамики полёта… …   Энциклопедия «Авиация»

  • аэромеханика — аэромеханика, механика полёта, — совокупность методов определения действующих на летательный аппарат сил и моментов, траекторий полёта, летно технических и пилотажных характеристик летательного аппарата, методов анализа динамики полёта… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Стабилизатор — (заднее горизонтальное оперение) аэродинамическая поверхность, предназначенная для обеспечения продольной устойчивости, продольной управляемости летательного аппарата. Иногда С. называется часть горизонтального оперения без руля высоты. С.… …   Энциклопедия техники

  • стабилизатор — Стабилизаторы на фюзеляже и киле самолёта. стабилизатор (заднее горизонтальное оперение) — аэродинамическая поверхность, предназначенная для обеспечения продольной устойчивости, продольной управляемости летательного аппарата. Иногда С.… …   Энциклопедия «Авиация»

  • стабилизатор — Стабилизаторы на фюзеляже и киле самолёта. стабилизатор (заднее горизонтальное оперение) — аэродинамическая поверхность, предназначенная для обеспечения продольной устойчивости, продольной управляемости летательного аппарата. Иногда С.… …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»