- «Пратт энд Уитни»
Турбореактивный двухконтурный двигатель JT9D.
«Пратт энд Уи́тни» (United Technologies Pratt and Whitney) группа авиадвигателестроительных предприятий США. Основаны в 1925 под название «Пратт энд Уитни эркрафт» (Pratt and Whitney Aircraft), в 1934 вошла в состав концерна «Юнайтед эркрафт корпорейшен», переименованного в 1975 в «Юнайтед текнолоджис» (United Technologies Corp.). Кроме заводов в США, выпускающих двигатели для военной и гражданской авиации, имеется канадский филиал «Пратт энд Уитни Канада», производящий двигатели для летательных аппаратов авиации общего назначения и самолётов местных авиалиний. До конца 50-х гг. «П. э. У.» выпускала поршневые двигатели большой мощности с воздушным охлаждением, такие, как «Уосп», «Туин уосп», «Дабл уосп»; в годы 2-й мировой войны половину (по общей мощности) двигателей военных самолётов США составляли поршневые двигатели «П. э. У.», а в первые послевоенные годы ими оснащались свыше ¾ самолётов американских авиакомпаний. В 1948 началось лицензионное производство турбореактивных двигателей J42 на основе английской модели «Нин», в 1953 производство турбореактивных двигателей J57 собственной конструкции, которые применялись на военных и гражданских самолётах, с 1945 разработка турбовинтовых двигателей, в 1955 создание жидкостных ракетных двигателей. В 1959 построен первый турбореактивный двухконтурный двигатель «П. э. У.» JT3D, в 60-х гг. турбореактивный двигатель с форсажной камерой J58 для самолётов, рассчитанных на Маха число полёта M∞ = 3. «П. э. У.» поставщик газотурбинных двигателей для истребителей, штурмовиков, транспортных и пассажирских самолётов, в том числе широкофюзеляжных. К началу 1991 «П. э. У.» выпустила свыше 70 тыс. газотурбинных двигателей, в основном авиационных. К основным программам конца 80-х гг. относятся: производство турбореактивных двухконтурных двигателей JT8D, JT9D (см. рис.), JT15D, PW4000, PW2037, турбовинтовых двигателей и турбовальных газотурбинных двигателей РТ6, PW100 и 200, турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой TF30, F100, PW1120; разработка турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой PW5000 с плоским соплом для американского истребителя ATF 90-х гг. Основные данные некоторых двигателей фирмы приведены в таблице.
Таблица. Двигатели фирмы «Пратт энд Уитни».
* Высота полёта H = 10 700 м, Маха число полёта M∞ = 0,8.Основные данные F100
(ТРДДФ)PW2037
(ТРДД)J58-4
(ТРДФ)J52-P-408
(ТРД)JT15D-4
(ТРДД)JT9D-7R4-H1
(ТРДД)PW4000
(ТРДД)JT8D-217
(ТРДД)PT6T-6
(ГТД)PT6А-50
(ТВД)Основные данные Тяга, кН 101112 164,5 151 49,8 11,1 249 262 84,6 Тяга, кН Мощность, кВт 1380 870 Мощность, кВт Масса, кг 1400 3260 2950 1050 250 4020 4218 18602050 298 262 Масса, кг Диаметр, м 0,925 2,13 1,27 0,965 0,685 2,46 2,44 1,25 1,118 0,483 Диаметр, м Удельный расход топлива:
на взлетном режиме,Удельный расход топлива:
на взлётном режимекг/(Н×ч) 0,221 0,033 0,193 0,091 0,0572 0,0355 0,0508 кг/(Н×ч) г/(кВт×ч) 365 345 г/(кВт×ч) на крейсерском режиме, на крейсерском режиме кг/(Н×ч) 0,0575* 0,08 0,087 0,0626 0,0602* 0,078 кг/(Н×ч) Расход воздуха, кг/с 102106 541 145 65 34,5 770 767 3,9 Расход воздуха, кг/с Степень повышения давления 2325 26,9 8 14,5 10,7 26,7 26,9 18,1 7,3 8,69,1 Степень повышения давления Температура газа перед турбиной, К 1678 1669 1270 1708 1626 1380 1423 Температура газа перед турбиной, К Применение (летательные аппараты) Истребители Макдоннелл-Дуглас F-15, Дженерал дайнемикс F-16 Пассажирский самолёт Боинг 757, военно-транспортный самолёт Макдоннелл-Дуглас C-17 Разведывательный самолёт Локхид SR-71 Штурмовики Макдоннелл-Дуглас A-4M, A-4F Тренировочный самолёт SIAI-Маркетти S.211 Пассажирский самолёт Эрбас индастри
A-300-600Пассажирские самолёты Эрбас индастри A300 и A310-300, Боинг 747-400 и Боинг 767 Пассажирский самолёт Макдоннелл-Дуглас DC-9 Вертолёты Белл 212, Сикорский S58T Пассажирский самолёт Де Хэвиллснд оф Канада DHC-7 Применение (летательные аппараты)
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.