потеря эффективности органа управления

потеря эффективности органа управления
Распределения давления вдоль верхней (красные кривые) и нижней (синие кривые) поверхностей профиля при различных значениях М∞ (а — М∞ = 0,69;б — М∞ = 0,83;в — М∞ = 0,86;г — М∞ = 0,88)и различных углах δ отклонения руля(кривые 1 — δ = 0,кривые 2 — δ = 8°;штриховые прямые — значения ркр).

Рис. 1. Распределения давления вдоль верхней и нижней поверхностей профиля.

поте́ря эффекти́вности о́ргана управле́ния при закритических значениях числа Маха полёта — обусловлена развитием зоны сверхзвукового течения (см. Трансзвуковое течение) на профиле несущей поверхности при превышении Маха числа полёта М критического числа М* > М*).

Эксперименты в аэродинамических трубах и лётные исследования показали, что при приближении значения М к единице может иметь место значительное уменьшение эффективности органа управления (ОУ), а в некоторых случаях даже обратное его действие.

Механизм П. э. о. у. становится понятным, если рассмотреть изменения значений и распределения по профилю относительного давления ( = p/p0, где р — давление в рассматриваемой точке, р0 — полное давление набегающего потока) при различных значениях угла δ отклонения ОУ и М (рис. 1). При М = 0,69 < М* наблюдается хорошо известное различие в значениях , растущих с увеличением δ, но характер распределения вдоль хорды ( — выраженное в процентах отношение расстояния х от носика профиля вдоль хорды к хорде b профиля:  = x/b) практически не меняется. Совершенно иным оказываются распределения давления по профилю при М > М. На верхней и нижней поверхностях видны развитые области сверхзвукового течения (области, где || > |кр|, кр — значение при местном числе Маха М = 1). Они начинаются приблизительно от  = 17% и простираются до места расположения замыкающих их скачков уплотнения (см. Ударная волна). В отличие от эпюры давления, наблюдаемой при М < М* при М = 0,83 > М*, например, распределение давления на части поверхности профиля — от носика до скачков уплотнения — оказывается почти не зависящим от угла δ. Это имеет место на протяжении приблизительно 60% хорды на верхней поверхности и 40% — на нижней (на ней из-за влияния отклонения ОУ вниз скачок уплотнения смещается к носику профиля). Отклонение ОУ вызывает лишь изменения в положении скачка уплотнения на профиле и в распределении давления по части профиля, расположенной за скачком уплотнения. По мере увеличения М скачки уплотнения перемещаются вниз по потоку и происходит заметное расширение областей сверхзвукового течения на обеих поверхностях профиля.

Оптические исследования обтекания профилей при М > M* показывают, что расширение зоны сверхзвукового течения всегда сопровождается одновременным увеличением высоты скачка уплотнения, то есть глубины проникновения области сверхзвукового течения в поток, обтекающий профиль. Поэтому возникающие позади скачков уплотнения небольшие возмущения создаваемые обтеканием отклоненного ОУ и распространяющиеся в потоке со скоростью звука, не могут проникать на переднюю часть поверхности профиля вследствие задерживающего влияния сильно развитой местной сверхзвуковой зоны, и распределение давления по части профиля, расположенной впереди скачка уплотнения, оказывается почти не зависящим от отклонения ОУ. При этом приращение ∆су коэффициент подъёмной силы (см. Аэродинамические коэффициенты), вызываемое отклонением ОУ и в основном определяющее эффективность ОУ, возникает лишь за счёт приращения Δ относительного давления [Δ = (δ) - (δ=0)] на части профиля, расположенной позади замыкающего скачка уплотнения (рис. 2).

Г. П. Свищёв.

Распределения приращений Δ давления вдоль верхней (красные кривые) и нижней (синие кривые) поверхностей профиля при отклонении руля на угол δ = 4° (угол атаки α = 0) и различных значениях М∞:а — М∞ = 0,75 (∆сy=0,166);б — М∞ = 0,83 (∆сy = 0,146);в — М∞ = 0,85 (∆сy = 0,063);г — М∞ = 0,88 (∆сy = ‑0,031).

Рис. 2. Распределения приращений давления вдоль верхней и нижней поверхностей профиля.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "потеря эффективности органа управления" в других словарях:

  • Потеря эффективности органа управления — при закритических значениях числа Маха полёта обусловлена развитием зоны сверхзвукового течения (см. Трансзвуковое течение) на профиле несущей поверхности при превышении Маха числа полёта М(∞) критического числа М(*) (М(∞) > М.). Эксперименты в… …   Энциклопедия техники

  • потеря эффективности органа управления — Рис. 1. Распределения давления вдоль верхней и нижней поверхностей профиля. потеря эффективности органа управления при закритических значениях числа Маха полёта — обусловлена развитием зоны сверхзвукового течения (см. Трансзвуковое течение)… …   Энциклопедия «Авиация»

  • потеря эффективности органа управления — Рис. 1. Распределения давления вдоль верхней и нижней поверхностей профиля. потеря эффективности органа управления при закритических значениях числа Маха полёта — обусловлена развитием зоны сверхзвукового течения (см. Трансзвуковое течение)… …   Энциклопедия «Авиация»

  • потеря эффективности органа управления — Рис. 1. Распределения давления вдоль верхней и нижней поверхностей профиля. потеря эффективности органа управления при закритических значениях числа Маха полёта — обусловлена развитием зоны сверхзвукового течения (см. Трансзвуковое течение)… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Реверс органов управления самолета — (от латинского revrsus обращенный назад) явление, обусловленное потерей эффективности аэродинамических органов управления и обращением их действия. Р. наступает главным образом из за упругости авиационных конструкций. Например, для прямого крыла… …   Энциклопедия техники

  • Эффективность органов управления — способность органов управления создавать при своём отклонении управляющий момент относительно соответствующей оси координат (см. Системы координат). Э. о. у. равны приращениям коэффициентов моментов (см. в ст. Аэродинамические коэффициенты) при… …   Энциклопедия техники

  • эффективность органов управления — эффективность органов управления — способность органов управления создавать при своём отклонении управляющий момент относительно соответствующей оси координат (см. Системы координат).Э. о. у. равны приращениям коэффициентов моментов (см. в… …   Энциклопедия «Авиация»

  • эффективность органов управления — эффективность органов управления — способность органов управления создавать при своём отклонении управляющий момент относительно соответствующей оси координат (см. Системы координат).Э. о. у. равны приращениям коэффициентов моментов (см. в… …   Энциклопедия «Авиация»

  • реверс — Схема расположения органов поперечного управления и кривые, характеризующие эффективность органов управления. реверс органов управления самолёта (от латинского revrsus — обращенный назад) — явление, обусловленное потерей эффективности… …   Энциклопедия «Авиация»

  • реверс — Схема расположения органов поперечного управления и кривые, характеризующие эффективность органов управления. реверс органов управления самолёта (от латинского revrsus — обращенный назад) — явление, обусловленное потерей эффективности… …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»