- перекомпенсация
Рис. 1. Схема направлений усилия пилота на ручке управления.
перекомпенса́ция обращение знака шарнирного момента (изменение направления шарнирного момента на противоположное «нормальному»). Проявляется, когда центр давления (см. также Фокус аэродинамический) рассматриваемого органа управления (ОУ) оказывается впереди его оси вращения. Поскольку значение и направление усилия на ручке управления непосредственно связано со значением и направлением шарнирного момента (рис. 1), полёт на самолётах с ручным управлением с перекомпенсированным ОУ значительно усложняется и является нежелательным.
На рис. 2 приведены примеры зависимостей коэффициента шарнирного момента mш (см. Аэродинамические коэффициенты) ОУ от угла его отклонения δ для неперекомпенсированного (кривая 1), перекомпенсированного (кривая 2), частично перекомпенсированного (кривая 3) ОУ и для ОУ с местным уменьшением шарнирного момента (кривая 4). П. ОУ может возникнуть не сразу при его отклонении, а начиная с какого-то угла; такой ОУ называется частично перекомпенсированным. ОУ, имеющий зависимость коэффициента шарнирного момента вида 4 на рис. 2 (возникающую, например, при использовании аэродинамической компенсации), называют ОУ с местным уменьшением шарнирного момента, поскольку во всём диапазоне углов его отклонения обращение знака шарнирного момента не наблюдается. Однако если в области снижения шарнирного момента лётчик триммером уменьшит его до нуля (кривая 5), то при дальнейшем увеличении угла отклонения ОУ происходит обращение знака шарнирного момента и возникает местная П. (область П. заштрихована) ОУ на сбалансированных режимах полёта.
Полёт самолёта с частично перекомпенсированным ОУ или с ОУ, имеющим местное уменьшение шарнирного момента, также может привести к большим затруднениям при пилотировании из-за возможного обращения знака усилий на рычаге управления.
В. Г. Микеладзе.
Рис. 2.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.