- «Конвэр»
Истребитель-перехватчик F-106 «Дельта дарт».
«Ко́нвэр» (Convair Consolidated Vultee Aircraft Corp.) авиаракетостроительная фирма США. Основана в 1923 под названием «Консолидейтед», название «К.» получила в 1943 после присоединения фирмы «Балти», в 1954 стала отделением фирмы «Дженерал дайнемикс», сохранив на некоторое время возможность продолжать самостоятельные разработки. Фирма выпускала тренировочные самолёты, истребители, военные и гражданские летающие лодки, в том числе PBY «Каталина» (первый полёт в 1935, выпущено 3290; см. рис. 2) и PB2Y «Коронадо» с четырьмя поршневыми двигателями (1937), бомбардировщики B-24 «Либерейтор» (1939, построено 18188, широко использовались во Второй мировой войне; смотри рис. 3) и В-32 «Доминейтор» (1942). После войны вела производство стратегического бомбардировщика В-36 «Конкерор» (1946, варианты с шестью поршневыми двигателями, с шестью поршневыми двигателями и четырьмя турбореактивными), сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-58 «Хаслер» (1956; см. рис. 4), истребителей-перехватчиков F-102 «Дельта дэггер» (1953) и F-106 «Дельта дарт» (1956, см. рис. 1), а также пассажирских самолётов с поршневыми двигателями (Конвэр 240, 340 и 440), турбовинтовыми двигателями (Конвэр 580, 600 и 640) и турбореактивными двигателями или турбореактивными двухконтурными двигателями (Конвэр 880 и 990). Построен ряд экспериментальных самолётов: XF-92 с треугольным крылом (1948), самолёт вертикального взлёта и посадки XFY-1 с турбовинтовым двигателем мощностью 4310 кВт (1954, см. рис. 5), сверхзвуковой гидросамолёт-истребитель «Си дарт» (1953). Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблице.
В. В. Беляев, М. А. Левин.
Самолёты фирмы «Конвэр».
Основные данные Разведчик PBY-5A Бомбардировщики Перехватчики Пассажирские B-24-M B-36H B-58 F-102A F-106A 340 «Лайнер» 990A «Коронадо» Первый полёт, год 1941 1945 1952 1956 1953 1956 1951 1962 Число и тип двигателей 2 ПД 4 ПД 6 ПД и 4 ТРД 4 ТРДФ 1 ТРДФ 1 ТРДФ 2 ПД 4 ТРДД Мощность двигателя, кВт 895 895 2830 1790 Тяга двигателя, кН 23,1 69,4 76,5 109 71,6 Длина самолёта, м 19,46 20,47 49,4 29,49 20,84 21,56 24,14 42,43 Высота самолёта, м 6,15 5,49 14,2 9,45 6,46 6,18 8,59 12,04 Размах крыла, м 31,72 33,53 70,14 17,32 11,62 11,62 32,12 36,58 Площадь крыла, м2 130,06 97,36 443 144 64,57 64,8 85,5 209 Взлетная масса, т нормальная 15,44 25,4 162,38 12,25 15,87 максимальная 16,07 29,26 181 73,93 14,16 17,57 21,3 114,76 Масса пустого самолёта, т 7,97 17,01 33,65 11,8 13,4 54,64 Число пассажиров (десантников), чел. 56 106 Боевая (коммерческая) нагрузка 1,8 5,8 32 10 6,07 11,99 Максимальная дальность полёта, км 3780 5310 10940 3860 1770 1851 3540 6115 Максимальная скорость полёта, км/ч 282 483 700 2230 1330 2450 450 990 потолок, м 5520 8500 13 700 18 000 15 780 15 860 5500 12 500 Экипаж, чел. 5 810 1518 3 1 1 4 34 Вооружение 5 пулемётов (7,62 и 12,7 мм) бомбы 10 пулемётов (12,7 мм), бомбы 16 пушек (20 мм) 1 пушка (20 мм), бомбы, (в т. ч. ядерные) НАР, 6 УР 5 УР
Рис. 2. Летающая лодка «Каталина».
Рис. 3. Бомбардировщик B‑24 «Либерейтор».
Рис. 4. Бомбардировщик B‑58 «Хаслер».
Рис. 5. Экспериментальный самолёт вертикального взлёта и посадки XFY‑1.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.