- центровка
Выбор минимальной площади горизонтального оперения.
центро́вка летательного аппарата положение центра масс (ЦМ) летательного аппарата относительно носка средней аэродинамической хорды крыла; измеряется в процентах САХ (в ряде случаев в долях продольного размера летательного аппарата). Правильный выбор Ц. и её обеспечение при проектировании путём рационального распределения масс летательного аппарата являются одними из условий, предъявляемых конструктору при создании летательного аппарата, поскольку в любом установившемся режиме полёта должны совпадать его ЦМ и точка приложения всех внешних сил, действующих на летательный аппарат (см. Аэродинамические силы и моменты), включая тягу двигательной установки. Ц. значительно влияет на балансировку летательного аппарата и его продольную устойчивость. Для летательного аппарата, не оснащённого системой улучшения устойчивости и управляемости, его ЦМ должен располагаться впереди фокуса аэродинамического по углу атаки, с тем, чтобы обеспечить запас продольной устойчивости (см. Степень устойчивости) и приемлемые характеристики продольной управляемости и переходных процессов при отклонении органов управления.
Выбор положения ЦМ летательного аппарата проводится одновременно с выбором площади органов продольного управления. Для этого (см. рис.) из условий устойчивости определяется линия предельно задних Ц., а из условия балансировки летательного аппарата при максимальном коэффициенте подъёмной силы линия предельно передних центровок. Конструктор учитывает возможный диапазон Ц. ∆тэ (в пределах этого диапазона может меняться Ц. летательного аппарата в полёте за счёт выработки топлива, расположения грузов и пассажиров). Требование обеспечения этого диапазона Ц. с выполнением условий устойчивости и балансировки и определяет минимальные значение площади органов продольного управления и конкретные значения предельно передней и предельно задней центровок. Для летательного аппарата, оснащённого эффективной системой повышения продольной устойчивости, требование запаса продольной устойчивости не является обязательным (его значение выбирается на условий обеспечения оптимальных лётно-технических характеристик и обеспечения запаса пикирующего момента на больших углах атаки), и положение ЦМ относительно аэродинамического фокуса в большой степени произвольно.
Г. И. Загайнов.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.