Харьковское авиационное производственное объединение

Харьковское авиационное производственное объединение

Ха́рьковское авиацио́нное произво́дственное объедине́ние — берёт начало от Харьковского авиационного завода имени Совнаркома УССР, образовано в 1926 на базе авиационных мастерских акционерного общества «Укрвоздухпуть». С 1932 — Харьковский завод опытного самолётостроения, с 1934 — завод № 135 Наркомтяжпрома. КБ завода возглавляли К. А. Калинин (1926—34), Д. П. Григорович (1934—35), И. Г. Неман (1936—38), П. О. Сухой (1939—40), П. Д. Грушин (1940—41). На заводе строились многие серийные и опытные самолёты, в том числе Калинина самолёты (К-2, К-3, К-4, К-5, К-6, К-7, К-9, К-10), ХАИ-1, ИZ, ИП-1, ХАИ-5 (Р-10), Су-2, Гр-1. В октябре — ноябре 1941 завод перебазирован в Пермь, где выпускал самолёты Су-2. В январе 1942 был расформирован. Воссоздан в августе 1943 как завод № 135 Наркомавиапрома на старой базе в Харькове и приступил к сборке истребителей Як-7, Як-3, Як-9 из готовых частей. В послевоенный период строились пассажирский самолёт Як-8, учебно-тренировочные самолёты Як-18, МиГ-15УТИ, в 50—80-х гг. основной продукцией стали пассажирские и транспортные самолёты (Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ан-72, Ан-74). В 1976 на основе завода образовано ПО. Предприятие награждено орденами Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1976).


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»