- турбулентный пограничный слой
турбуле́нтный пограни́чный слой пограничный слой, внутри которого реализуется турбулентное течение. В большинстве практических приложений при полётах летательных аппаратов на высоту до 40 км Рейнольдса числа достаточно велики, и у поверхности летательного аппарата, как правило, образуется Т. п. с. В Т. п. с. касательное напряжение τ определяется суммой вязкого τв и турбулентного τт напряжений:
τ = τв + τт = μ∂u/∂y ρ < u'υ' >,
где ‑ρ < u'υ' > так называемое рейнольдсово напряжение сдвига. Здесь и ниже х, у координаты, а u и υ скорости соответственно вдоль обтекаемой поверхности и перпендикулярно к ней, μ динамическая вязкость, ρ плотность жидкости (газа); величины со штрихом пульсации (отклонения от среднего значения, например u' = u < u >; знак < > означает усреднение по времени). В отсутствие продольного градиента давления в соответствии с относительной ролью τ0 и τт Т. п. с. подразделяется на две области внутреннюю (0≤y≤0,2δ) и внешнюю (0,2δ≤y≤δ), δ толщина слоя. Каждая из этих областей характеризуется своими закономерностями, вид которых может быть установлен из соображений размерностей и подобия.
Профиль скорости (зависимость скорости от расстояния до обтекаемой поверхности) во внутренней области описывается найденным Л. Прандтлем (1932) «законом стенки» зависимостью безразмерной скорости u + от безразмерного расстояния от обтекаемой поверхности y +:u + = f(y +), где u + = u/uτ, y + = yuτ/ν, uτ = (τw/ρ)1/2 динамическая скорость, ν кинематическая вязкость, τw напряжение трения на поверхности. Внутренняя область, в свою очередь, состоит из трёх слоев: а) вязкий слой, в котором τв>> τт, а профиль скорости линейный: u + = y +, толщина его составляет (0,0010,01) δ или, точнее, y + в≤35; б) буферный слой (5 < y + < 40), в котором τв и τт соизмеримы, и в) логарифмический слой протяжённостью 40ν/uτ < 0,2δ, в котором τт>> τв, а профиль скорости логарифмический: u + = x‑1lny + + B, где x и B эмпирические константы (x≈0,4 и B≈5).
Во внешней области Т. п. с. профиль скорости описывается «законом дефекта скорости» (Т. Карман, 1930): (ue u)/uτ = g(y/δ), где ue скорость на внешней границе пограничного слоя, g некоторая функция.
В области перекрытия внешней и внутренней областей течения профиль скорости логарифмический, то есть и в области применимости закона дефекта скорости имеется логарифмический участок. Закон стенки мало чувствителен к возмущениям, исходящим из внешней части слоя, и видоизменяется в зависимости от условий взаимодействия Т. п. с. с обтекаемой поверхностью (её шероховатость, вдув в пограничный слой и др.). Закон дефекта скорости, наоборот, мало чувствителен к изменениям условий на обтекаемой поверхности, но подвержен влиянию изменений условий во внешнем потоке (продольный градиент давления, турбулентность внешнего потока и др.).
Для описания профилей скорости в Т. п. с. при наличии продольного градиента давления широкое применение получила формула Д. Коулса (1956): u/uτ = χ‑1ln(yuτ/ν) + BП(x)w(y/δ), где П(x) параметр, зависящий от продольного градиента давления; w(y/δ = 1 cos(πy/δ) эмпирическая «функция следа».
Закономерности Т. п. с. обусловлены сложными нестационарными явлениями внутри слоя. Течение в пристеночных областях характеризуется «выбросами» вытянутых вдоль потока объёмов заторможенной жидкости во внешней часть слоя, периодическим изменением толщины вязкого слоя, его «обновлением». Из внешней части слоя в виде интенсивных «вторжений» поступает жидкость с большими продольными скоростями. Именно выбросы и вторжения обусловливают главную часть генерации рейнольдсовых напряжений сдвига.
Образующиеся во внешней части Т. п. с. большие вихри вызывают нестационарную деформацию его внешней границы, причём турбулентные и невязкие области течения вблизи этой границы достаточно резко разграничены. Поверхность раздела имеет в высшей степени нерегулярный характер. Периодическое вторжение нетурбулентной жидкости из внешнего потока в Т. п. с. обусловливает перемежающийся характер течения. Количественной его характеристикой служит коэффициент перемежаемости относительное время существования чисто турбулентного режима течения. Этот коэффициент в пристеночной части Т. п. с. (y/δ < 0,4) равен единице, а при y/δ > 0,5 уменьшается от единицы до нуля вблизи внешней границы слоя.
Нестационарность течения в Т. п. с. обусловливает генерацию пульсаций пристеночного давления ρ'w и касательного напряжения τ'w на обтекаемом теле. Согласно измерениям при отсутствии продольного градиента давления среднеквадратичное значение пульсаций давления выражается в долях скоростного напора ρeue2/2׃(< p′w2 >)1/2 = ηρeue1/2(η = 0,006 при Me < 4) или местного коэффициент поверхностного трения
(< p'w2 >)1/2 = ατw(α≈25 при Me = 0,25).
Пульсации поверхностного трения τ'w примерно на порядок меньше пульсаций p'w. Здесь ρe и Мe плотность газа и Маха число на внешней границе слоя.
Уравнения Т. п. с. незамкнуты, то есть число неизвестных превышает число уравнений. Так, например, в случае плоского стационарного течения однородного газа три уравнения (неразрывности, количества движения и энергии) содержат четыре неизвестные величины: две составляющие скорости u и υ, рейнольдсово напряжение сдвига и удельный поток теплоты < υ'h' >. Однако, если ввести формулы градиентного типа < u'υ' > = νт∂u/∂y, < υ'h' > = λт∂h/∂y, то вместо < u'υ' > и < υ'h' в уравнения войдут νт и λт, которые связаны соотношением Prт = ρνтcр/λт. Здесь h энтальпия, νт кинематическая турбулентная вязкость, λт турбулентная теплопроводность газа, cp теплоёмкость газа при постоянном давлении, Prт турбулентное Прандтля число.
В качестве замыкающих соотношений в различных полуэмпирических теориях используются разнообразные способы определения < u'υ' > и < υ'h' > через параметры осреднённого течения либо алгебраические выражения, как в простейшей модели турбулентности Прандтля Кармана, либо дифференциальные уравнения, как в модели турбулентности А. Н. Колмогорова Прандтля. Использование различных замыкающих соотношений позволило разработать ряд численных и интегральных методов расчёта Т. п. с., нашедших широкое применение в инженерной практике. В ряде простейших случаев нашли применение эмпирические методы расчёта Т. п. с.
Теория Т. п. с. в значительной мере опирается на опытные данные, содержит эмпирические константы или функции, которые, как правило, не универсальны и по мере возникновения новых задач нуждаются в экспериментальном подтверждении.
Литература:
Петровский В. С., Гидродинамические проблемы турбулентного шума. Л., 1966;
Кутателадзе С. С., Леонтьев А. И., Тепломассообмен и трение в турбулентном пограничном слое, М., 1972;
Шлихтинг Г., Теория пограничного слоя, М., 1974;
Лапин Ю. В., Турбулентный пограничный слой в сверхзвуковых потоках газа, М., 1982;
См. также лит. при ст. Пограничный слой.А. С. Гиневский, Е. Е. Солодкин.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.