сервокомпенсация

сервокомпенсация
Схема сервокомпенсации:1 — несущая поверхность;2 — орган управления;3 — сервокомпенсатор.

Рис. 1. Схема сервокомпенсации.

сервокомпенса́ция (от лат. servus — раб, слуга и compensatio — возмещение, уравновешивание) — уменьшение шарнирного момента, действующего на орган управления (ОУ), за счёт аэродинамических сил, создаваемых сравнительно небольшой вспомогательной поверхностью — сервокомпенсатором (рис. 1), расположенным вдоль задней кромки основного ОУ; разновидность аэродинамической компенсации. Отклонение этой поверхности на некоторый угол τ, противоположный углу отклонения δ ОУ, позволяет создать за осью вращения ОУ приращение аэродинамической силы, уменьшающей его шарнирный момент. В зависимости от способа отклонения сервокомпенсатора относительно основного ОУ различают кинематический и пружинный сервокомпенсаторы и триммер. С. может применяться совместно с другими видами аэродинамической компенсации.

Кинематический сервокомпенсатор (рис. 2) имеет такую кинематическую связь с неподвижной несущей поверхностью (крылом, стабилизатором, килем), что при отклонении ОУ на некоторый угол δ сервокомпенсатор отклоняется на пропорциональный ему угол τ, значение которого определяется передаточным отношением τ/δ, имеющим отрицательный знак. Выбор значения передаточного отношения зависит от конструктивных параметров несущей поверхности, ОУ, сервокомпенсатора, характерного значения Маха числа M полёта.

Пружинный сервокомпенсатор (рис. 3) имеет жёсткую кинематическую связь с рычагом управления, а связь основного ОУ с этим рычагом осуществляется через упругий элемент (предварительно затянутые пружины). При малых углах отклонения ОУ (малых возмущениях), когда аэродинамические силы, действующие на сервокомпенсатор, не превышают усилия затяжки, упругий элемент можно рассматривать как жёсткую связь, и сервокомпенсатор не отклоняется относительно ОУ, а шарнирный момент пропорционален углу отклонения ОУ (участок 0—А на рис. 4). Начиная с некоторого угла отклонения δон ОУ, силы, действующие на сервокомпенсатор, будут превышать усилие предварительной затяжки, и сервокомпенсатор начнёт отклоняться в сторону, противоположную отклонению ОУ, в результате чего на сервокомпенсаторе возникает момент, уменьшающий шарнирный момент ОУ. При дальнейшем отклонении ОУ на некотором угле δон упругий элемент будет сдеформирован полностью, и сервокомпенсатор отклонится относительно ОУ на максимальный угол. При дальнейшем отклонении ОУ зависимость шарнирного момента от угла отклонения станет такой же (участок CD на рис. 4), как и без С., но его значение будет существенно меньше, чем оно было бы в отсутствие компенсатора.

В. Г. Микеладзе.

Схема кинематического сервокомпенсатора:1 — несущая поверхность;2 — кинематическая связь;3 — сервокомпенсатор;4 — орган управления.

Рис. 2. Схема кинематического сервокомпенсатора.

Схема пружинного сервокомпенсатора:1 — несущая поверхность;2 — упругий элемент;3 — орган управления;4 — сервокомпенсатор;5 — жесткая кинематическая связь.

Рис. 3. Схема пружинного сервокомпенсатора.

Зависимость шарнирного момента Mш органа управления от угла δ его отклонения.

Рис. 4. Зависимость шарнирного момента органа управления.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Смотреть что такое "сервокомпенсация" в других словарях:

  • сервокомпенсация — сервокомпенсация …   Орфографический словарь-справочник

  • Сервокомпенсация — (от латинского servus раб, слуга и compensatio возмещение, уравновешивание) уменьшение шарнирного момента, действующего на орган управления (ОУ), за счёт аэродинамических сил, создаваемых сравнительно небольшой вспомогательной поверхностью… …   Энциклопедия техники

  • Сервокомпенсация — (от лат. servus раб, слуга)         использование вспомогательных рулевых поверхностей для уменьшения усилий в системах управления самолётов, вертолётов, ракет. Вспомогательная поверхность относительно небольшой площади, размещаемая обычно на… …   Большая советская энциклопедия

  • сервокомпенсация — сервокомпенса/ция, и …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • сервокомпенсация — Рис. 1. Схема сервокомпенсации. сервокомпенсация (от лат. servus — раб, слуга и compensatio — возмещение, уравновешивание) — уменьшение шарнирного момента, действующего на орган управления (ОУ), за счёт аэродинамических сил,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Самолёт — (устаревшее аэроплан)         летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и неподвижных, как правило, крыльев. Благодаря большой скорости, грузоподъёмности и радиусу действия, надёжности в эксплуатации,… …   Большая советская энциклопедия

  • Триммер (в авиации) — Триммер (англ. trimmer, от trim, буквально приводить в порядок) в авиации, небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или элерона летательного аппарата. Служит для уменьшения усилий в системе управления аппарата (см.… …   Большая советская энциклопедия

  • Триммер — I Триммер (англ. trimmer, от trim, буквально приводить в порядок)         в авиации, небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или Элерона летательного аппарата. Служит для уменьшения усилий в системе управления аппарата (см.… …   Большая советская энциклопедия

  • Компенсация органов управления — совокупность средств для уменьшения шарнирных моментов; см. Аэродинамическая компенсация, Весовая компенсация, Сервокомпенсация. Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 …   Энциклопедия техники

  • Рули управления — подвижные аэродинамические поверхности, предназначенные для балансировки и обеспечения управляемости и устойчивости летательного аппарата. К Р. у. относят элероны, руль высоты и руль направления. Элероны размещаются в хвостовой части крыла и… …   Энциклопедия техники


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»