пассажирский самолёт

пассажирский самолёт

пассажи́рский самолёт — гражданский самолёт для перевозки пассажиров, их багажа, почты и грузов. Характеристики Пс., их двигателей и оборудования должны удовлетворять Нормам лётной годности. Основные требования к Пс.: безопасность полётов, экономичность эксплуатации, надёжность систем, обеспечивающих полёт, минимальный уровень шума на местности и комфорт для пассажиров, который создаётся кондиционированием воздуха, минимальным уровнем внутрикабинного шума, оформлением интерьера, удобными креслами, устройствами для развлечения и тп. (смКласс пассажирского салона).

Конструктивные особенности Пс.: высокая степень резервирования систем и агрегатов; высокая эксплуатационная живучесть конструкции; большие герметизированные фюзеляжи; вместительные багажные помещения; шасси, обеспечивающие мягкую посадку; двигатели, имеющие минимальный расход топлива на крейсерских режимах полёта.

Классификация Пс. может быть выполнена по следующим признакам: дальность полёта, тип двигателей, поколение самолёта. В зависимости от дальности полёта различают Пс. местных линий (дальность до 1000 км) и магистральные самолёты (дальность от 1000 до 11 000 км и более). За рубежом выделяется также так называемая авиация общего назначения. К ней относятся самолёты с числом мест не более 30 (учебные, административные, аэротакси), а также планёры и гражданские вертолёты. По типу двигателей различают поршневые, турбовинтовые и турбореактивные (реактивные) Пс. Реактивные Пс. могут быть с одно- и двухконтурными (турбовентиляторными) двигателями. Пс. 19501980-х гг. в СССР подразделяли на 3 поколения, отличающиеся главным образом типом двигателей. Пс. первого поколения оснащались турбовинтовыми двигателями и одноконтурными турбореактивными двигателями. Для второго поколения характерны двухконтурные турбореактивные двигатели с умеренной степенью двухконтурности, для третьего — с высокой степенью двухконтурности. К другим характерным признакам относятся: схема размещения двигателей (в крыле, в хвостовой части фюзеляжа, на пилонах под крылом), диаметр фюзеляжа (у самолётов первых двух поколений он был не более 4 м, у Пс. третьего поколения превысил 6 м), техническое совершенство систем бортового оборудования.

Основные направления развития Пс. указанных поколений — значительное увеличение производительности самолёта и, следовательно, его экономической и топливной эффективности, повышение уровня аэродинамического, весового, конструктивного и технологического совершенства Пс. каждого последующего поколения. Достигалось это на каждом этапе различными средствами: для самолётов первого поколения — увеличением крейсерской скорости полёта при экономически оправданных расходах топлива; для второго поколения — применением более экономичных двухконтурных двигателей и повышением плотности компоновки салонов, для третьего — значительным увеличением пассажировместимости, а также улучшением комфорта с целью привлечения пассажиров.

Основная проблема создания Пс. 90-х гг., то есть самолётов четвёртого поколения, состояла в сокращении расхода топлива, приходящегося на единицу транспортной работы (на один пассажиро-км). Главными направлениями её решения стали повышение аэродинамического качества, уменьшение массы самолёта и улучшение экономичности двигателей (использование сверхкритических профилей крыла, увеличение удлинения крыла, применение активных систем управления и композиционных материалов, совершенствование двигателей и тд.). Кроме того, решались проблемы дальнейшего повышения безопасности полёта, охраны окружающей среды, уменьшения шума на местности и др.

Историческая справка. Развитие Пс. в СССР началось с поршневых одномоторных самолётов с малыми пассажировместимостью и грузоподъёмностью. Первый отечественный Пс. АК-1 был создан в 1924. В 30-е гг. строились Пс. различных типов, но выпуск каждого обычно не превышал нескольких десятков машин. В большом количестве производились восьмиместные Пс. К-5 (КАКалинина); 9-местные АНТ-9 (АНТуполева). Самым распространённым Пс. за рубежом в 30-е гг. был DC-3 фирмы «Дуглас» (США). В СССР этот самолёт под названием «Ли-2» строился по лицензии (выпущено более 2 тыс. машин). Он был основным Пс. ГВФ в те годы (до него — Пс. К-5). После Великой Отечественной войны в СССР были созданы двухдвигательный 27-местный Пс. Ил-12 (1945), а затем Ил-14 (1950). Эти самолёты послужили основой формирования массовой воздушно-транспортной системы СССР. В 50-х гг. в СССР и за рубежом появились турбовинтовые и турбореактивные Пс.

На характеристики Пс. различных классов оказывало влияние появление новых типов двигателей. В период поршневых Пс. взлётная масса, а также грузоподъёмность и пассажировместимость постепенно возрастали. Например, взлётная масса самолёта К-5 составляла 3,75 т, Ли-2 — 10,7 т, Ил-14 — 17,5 т. Разработка Пс. с турбовинтовыми двигателями началась созданием средних магистральных самолётов (взлётная масса 5080 т) Ил-18 и Ан-10 (СССР); Виккерс «Вайкаунт» и «Авангард», Бристоль «Британия» (Великобритания); Локхид «Электра» (США). Затем были созданы ближние магистральные Пс. (1520 т) Ан-24 (СССР), Фоккер F.27 «Френдшип» (Нидерланды); «Авро-748», Хэндли Пейдж «Гералд» (Великобритания), «Потез-842» (Франция). В классе дальних магистральных Пс. был построен советский самолёт Ту-114. С появлением турбореактивных двигателей развитие Пс. шло от «тяжёлых» к «лёгким». Причиной такой последовательности создания Пс. явилось то, что реактивные Пс. отличались большой скоростью полёта, но при этом и большим расходом топлива. Экономический эффект от полётов с большими скоростями, компенсирующий повышенный расход топлива, достигается лишь при большой дальности полёта на многотоннажных Пс., у которых велика коммерческая отдача. Средние и ближние магистральные Пс. с турбореактивными двигателями создавались, как правило, позже на базе более экономичных двигателей.

Рост пассажировместимости, грузоподъёмности, скорости и дальности полёта, сопровождающийся возрастанием взлётной массы Пс., приводит к повышению их производительности и эффективности. Изменение этих характеристик происходило плавно — при использовании одного типа двигателей путём совершенствования аэродинамики Пс. и газодинамических процессов двигателя и скачкообразно — при появлении новых типов двигателей.

Литература:
Яковлев АС., Советские самолёты, М., 1982.

ВМШейнин.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "пассажирский самолёт" в других словарях:

  • Пассажирский самолёт — Ил 96 авиакомпании Аэрофлот Пассажирский самолёт (коммерческий самолёт, авиалайнер)  самолёт, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа. Не существует чёткого определения такого самолёта, однако чаще всего пассажирским самолётом… …   Википедия

  • ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЁТ — самолёт для перевозки пассажиров, оснащённый пасс. креслами, буфетно кухонным и санитарно технич. оборудованием, системой наддува и вентиляции кабин и т. д. Различают магистральные П. с., в т. ч. ближние (с дальностью полёта 1000 2500 км),… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • пассажирский самолёт — пассажирский самолёт — гражданский самолёт для перевозки пассажиров, их багажа, почты и грузов. Характеристики П. с., их двигателей и оборудования должны удовлетворять Нормам лётной годности. Основные требования к П. с.: безопасность полётов …   Энциклопедия «Авиация»

  • сверхзвуковой пассажирский самолёт — Рис. 1. Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту‑144. сверхзвуковой пассажирский самолёт (СПС) — предназначается для перевозки пассажиров, багажа и грузов с сверхзвуковой крейсерской скоростью полёта (Маха число полёта M∞ > 1). Первыми (и… …   Энциклопедия «Авиация»

  • сверхзвуковой пассажирский самолёт — Рис. 1. Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту‑144. сверхзвуковой пассажирский самолёт (СПС) — предназначается для перевозки пассажиров, багажа и грузов с сверхзвуковой крейсерской скоростью полёта (Маха число полёта M∞ > 1). Первыми (и… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Сверхзвуковой пассажирский самолёт — (СПС) предназначается для перевозки пассажиров, багажа и грузов с сверхзвуковой крейсерской скоростью полёта (Маха число полёта M(() > 1). Первыми (и единственными на конец 1980 х гг.) СПС были советский Ту 144 (первый полёт в 1968) и англо… …   Энциклопедия техники

  • Боинг-737. Самый массовый пассажирский самолёт — Боинг 737 является самым массовo изготовляемым реактивным пассажирским самолётом за всю историю пассажирского авиастроения. В настоящее время в мире эксплуатируется более 4100 самолетов Боинг 737, что составляет более четверти от общей… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Самолёт бизнес-класса — (англ. Business Jet, Бизнес джет)  пассажирский самолёт, позволяющий представителям крупного бизнеса и высшим чиновникам перемещаться на нём вместо регулярных авиалиний или других транспортных средств. Типы Бизнес джет Falcon 900 …   Википедия

  • самолёт — а; м. Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъёмную силу. Прилететь самолётом. Военный, гражданский, транспортный с. Сверхзвуковой, реактивный с. Лететь самолётом, на самолёте. ◊ Ковёр самолёт. В народных… …   Энциклопедический словарь

  • Пассажирский самолет — Ил 96 авиакомпании Аэрофлот Пассажирский самолёт (коммерческий самолет, авиалайнер) летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа. Не существует четкого определения такого самолета, однако чаще всего за… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
https://avia.academic.ru/1296/%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82 Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»