параметры рабочего процесса двигателя

параметры рабочего процесса двигателя
Пример влияния параметров рабочего процесса на удельную тягу Pуд турбореактивного двухконтурного двигателя H = 11 км, M∞ = 0,85).

Рис. 1. Влияние параметров рабочего процесса на удельную тягу.

пара́метры рабо́чего проце́сса дви́гателя (от греч. parametrṓn — отмеривающий, соразмеряющий) — совокупность размерных и безразмерных величин, определяющих состояние рабочего тела в характерных сечениях газовоздушного тракта двигателя. С учётом кпд элементов, характеризующих совершенство протекающих в них процессов, П. р. п. д. определяют удельные параметры авиационного двигателя: удельную тягу Pуд или удельную мощность Nуд и удельный расход топлива Cуд (по тяге) или Сe (по мощности). П. р. п. д. включают параметры термодинамического цикла: температуру газа перед турбиной (за основной камерой сгорания) Тг, температуру газа за форсажной камерой сгорания Тф (или коэффициент избытка воздуха в форсажной камере), общую степень повышения давления в компрессорах πкΣ, а также (в турбореактивных двухконтурных двигателях) — степень повышения давления в вентиляторе πв и степень двухконтурности m. Кроме того, рабочий процесс двигателя определяется степенью повышения давления скоростным напором набегающего потока πV и его температурой на входе , которые определяются скоростью и высотой полёта и состоянием атмосферы.

Все перечисленные П. р. п. д., кроме температур, являются подобия критериями двигателя. Критериями подобия для нагрева рабочего тела являются отношения и температур газа в рабочем процессе к температуре воздуха на входе (см. Приведённые параметры двигателя). Степень повышения входного давления скоростным напором πV есть функция Маха числа полёта М, которое также является критерием подобия рабочего процесса.

Выбор значений П. р. п. д. определяется их влиянием на удельные параметры двигателя, назначением двигателя, требуемыми надёжностью и ресурсом. Удельная тяга турбореактивного двухконтурного двигателя всегда возрастает с повышением Тг и падает с увеличением m (рис. 1). В двигателях транспортных самолётов значения П. р. п. д. выбираются из соображения достижения максимальной экономичности при реализации максимально возможного значения Тг, что обусловливает применение нефорсированных турбореактивных двухконтурных двигателей. Значение Тг max определяется взлётным режимом в жаркую погоду (температура воздуха 30°С, давление 0,1 МПа) и достигает 1600—1700 К. При этом в крейсерском полёте (высота H = 11 км, М = 0,75—0,85) для обеспечения потребной тяги Тг = 1300—1400 К, и это значение при πкΣ = 30—35 и m = 5—6 близко к оптимальному по удельному расходу топлива Суд (рис. 2). Значения Суд min уменьшаются с повышением значении параметров m и πкΣ. На рис. 1 и 2 даны три значения πкΣ: 12, 32 и 50. Значение πкΣ = 12 характерно для турбореактивных двухконтурных двигателей начала 60-х гг., πкΣ = 32 — для турбореактивных двухконтурных двигателей 70—80-х гг., πкΣ = 50 — для перспективных турбореактивных двухконтурных двигателей.

В турбореактивных двухконтурных двигателях с форсажной камерой сверхзвуковых манёвренных и многоцелевых самолётов П. р. п. д. выбирают, достигая компромисса между требованиями по тяге (габариту и массе) и экономичности. Первое требование удовлетворяется выбором Tг max и применением форсажа. Значение Tг min достигает 1600—1800 К. Второе требование особо важно при необходимости полёта сверхзвукового самолёта с дозвуковой скоростью, для чего обычно выбирается m0 = 0,3—2 на расчётном режиме. Ограничение m связано с ростом габарита двигателя в связи с падением Pуд.ф. (рис. 3).

Литература:
Нечаев Ю. Н., Федоров Р. М., Теория авиационных газотурбинных двигателей, ч. 2, М., 1978;
Теория двухконтурных турбореактивных двигателей, под ред. С. М. Шляхтенко, В. А. Сосунова, М., 1979.

А. Л. Пархомов.

Пример влияния параметров рабочего процесса на удельный расход топлива Суд турбореактивного двухконтурного двигателя (H = 11 км, M∞ = 0,85).

Рис. 2. Пример влияния параметров рабочего процесса на удельный расход топлива.

Пример влияния параметров рабочего процесса на удельную тягу двигателя Pуд.ф и удельный расход топлива Суд.ф турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой (H = 0, M∞ = 0).

Рис. 3. Пример влияния параметров рабочего процесса на удельную тягу двигателя и удельный расход топлива.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "параметры рабочего процесса двигателя" в других словарях:

  • Параметры рабочего процесса двигателя — (от греческого parametr(о)n отмеривающий, соразмеряющий) совокупность размерных и безразмерных величин, определяющих состояние рабочего тела в характерных сечениях газовоздушного тракта двигателя. С учётом кпд элементов, характеризующих… …   Энциклопедия техники

  • параметры рабочего процесса двигателя — Рис. 1. Влияние параметров рабочего процесса на удельную тягу. параметры рабочего процесса двигателя (от греч. parametrōn — отмеривающий, соразмеряющий) — совокупность размерных и безразмерных величин, определяющих состояние рабочего… …   Энциклопедия «Авиация»

  • параметры режима работы двигателя — Параметры рабочего процесса двигателя, определяющие режим его работы, значения которых могут, при данной конструкции двигателя, изменяться …   Политехнический терминологический толковый словарь

  • Регулирование двигателя — процесс поддержания постоянства или преднамеренного изменения режима работы двигателя. Требуемые для полёта летательного аппарата значения тяги двигателя, надёжная и устойчивая работа силовой установки во всём диапазоне изменения условий… …   Энциклопедия техники

  • регулирование двигателя — Рис. 1. Силовая установка с ТРДДФ для сверхзвукового самолёта. регулирование двигателя — процесс поддержания постоянства или преднамеренного изменения режима работы двигателя. Требуемые для полёта летательного аппарата значения тяги… …   Энциклопедия «Авиация»

  • регулирование двигателя — Рис. 1. Силовая установка с ТРДДФ для сверхзвукового самолёта. регулирование двигателя — процесс поддержания постоянства или преднамеренного изменения режима работы двигателя. Требуемые для полёта летательного аппарата значения тяги… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Характеристики двигателя — зависимости основных параметров двигателя от величин, характеризующих режим и внешние условия его работы. При эксплуатации авиационного двигателя на ЛА режимы работы двигателя устанавливаются в зависимости от требуемой тяги (мощности) для… …   Энциклопедия техники

  • характеристики двигателя — Высотно скоростные характеристики ТРД. характеристики двигателя — зависимости основных параметров двигателя от величин, характеризующих режим и внешние условия его работы. При эксплуатации авиационного двигателя на летательном аппарате… …   Энциклопедия «Авиация»

  • характеристики двигателя — Высотно скоростные характеристики ТРД. характеристики двигателя — зависимости основных параметров двигателя от величин, характеризующих режим и внешние условия его работы. При эксплуатации авиационного двигателя на летательном аппарате… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Степень двухконтурности — параметр рабочего процесса турбореактивного двухконтурного двигателя (см. Параметры рабочего процесса двигателя), равный отношению расхода воздуха в наружном контуре к расходу воздуха во внутреннем контуре. С. д. является одним из основных… …   Энциклопедия техники


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»