- характеристики двигателя
Высотно-скоростные характеристики ТРД.
характери́стики дви́гателя зависимости основных параметров двигателя от величин, характеризующих режим и внешние условия его работы. При эксплуатации авиационного двигателя на летательном аппарате режимы работы двигателя устанавливаются в зависимости от требуемой тяги (мощности) для обеспечения лётно-технических характеристик летательного аппарата. Установление и поддержание режимов задача регулирования двигателя. Зависимости тяги двигателя (мощности двигателя) и удельного расхода топлива от параметров регулирования (главным образом частоты вращения ротора или расхода топлива), соответствующие заданным условиям полёта (высоте H и Маха числу полёта М∞) и программе регулирования, называются дроссельными характеристиками. Зависимость тяги (мощности) и удельного расхода топлива двигателя при заданном режиме его работы от высоты полёта называется высотной характеристикой, а от скорости полёта или числа М∞ скоростной характеристикой. Зависимости тяги Р (мощности) и удельного расхода Суд топлива ГТД от высоты и числа М∞ при заданных программе регулирования и режиме работы называется высотно-скоростными характеристиками. Пример высотно-скоростных характеристик приведен на рисунке. Влияние скорости полёта на характеристики ГТД зависит от параметров рабочего процесса двигателя. Увеличение степени повышения давления в компрессоре πк* и степени двухконтурности приводит к тому, что кривая тяги ТРДД имеет более пологий характер протекания по скорости полёта, чем в обычном ТРД, при этом удельная тяга становиться равной нулю при меньших числах М∞. Нерабочая область характеристик дана на рисунке штриховыми линиями. Влияние температуры газа перед турбиной Tг* является обратным, то есть с увеличением Tг* кривая тяги двигателя имеет более крутой характер протекания по скорости полёта. Влияние высоты полёта связано с уменьшением плотности ρ и (до H = 11 км) температуры TH атмосферного воздуха. Уменьшение TH приводит к возрастанию удельной тяги Pуд до H = 11 км, в дальнейшем она остаётся неизменной. Уменьшение ρ приводит к уменьшению расхода воздуха, что влияет на тягу существенно сильнее, чем некоторое возрастание Pуд, и поэтому тяга двигателя резко падает при увеличении высоты полёта. Иногда под X. д. понимают его параметры.
Литература:
Теория реактивных двигателей. Рабочий процесс и характеристики, под ред. Б. С. Стечкина, М., 1958;
Теория воздушно-реактивных двигателей, под ред. С. М. Шляхтенко, М., 1975.В. О. Боровик, Б. Ш. Ланда.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.