- обзор из кабины экипажа
обзо́р из каби́ны экипа́жа видимое внекабинное пространство, просматриваемое с рабочего места лётчика (штурмана) через остекление фонаря кабины летательного аппарата при перемещениях головы и туловища, не влияющих на технику пилотирования. Обзор должен обеспечивать лётчику возможность эксплуатации летательного аппарата на всех этапах полёта; он является важной характеристикой рабочего места лётчика, определяющей безопасность полёта и качество выполнения летательным аппаратом целевых задач, и, как правило, регламентируется нормативными документами.
Для предохранения стёкол фонаря от запотевания применяется обдув их тёплым воздухом изнутри кабины. Для очистки лобовых стёкол от атмосферных осадков служат механические стеклоочистители с электроприводом. Как правило, очищается плоскость в диапазоне углов 10° вверх и 15° вниз при азимутальных углах ±15°. Передние лобовые стёкла фонаря обычно изготовляются незамерзающими из двух или трёх слоев силикатного стекла с токопроводящей прозрачной плёнкой между ними (иногда сеткой из тонкой проволоки). Обзор с места штурмана, расположенного впереди лётчика, обеспечивается через остекление носовой части фюзеляжа, в котором на многих самолётах имеется плоское стекло с повышенной прозрачностью и электрообогревом; через это стекло осуществляется наблюдение с помощью оптических устройств (в том числе прицелов).
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.