- фонарь кабины экипажа
Рис. 1. Фонарь кабины лётчика на истребителе.
фона́рь каби́ны экипа́жа остеклённая выступающая или вписанная в контур основного обвода часть фюзеляжа, предназначенная для обзора при пилотировании летательного аппарата. Форма и остекление Ф. к. э. должны обеспечивать минимальное лобовое сопротивление и заданные предельные углы обзора в полёте, на взлёте и посадке. В зависимости от высотности летательного аппарата различают герметичные и негерметичные Ф. к. э.
Ф. к. э. лёгких летательных аппаратов с размещением экипажа в один ряд (тандем) часто используется для входа и аварийного покидания (рис. 1); состоит из передней неподвижной части (с основным рабочим остеклением), средней (в виде сдвижной, откидываемой вверх или открываемой в сторону части с механическим управлением) и иногда задней неподвижной части. Ф. к. э. средних и тяжелых боевых, транспортных и пассажирских летательных аппаратов выполняется в виде объёмной остеклённой конструкции, обеспечивающей обзор для членов экипажа (рис. 2). Основное рабочее остекление два четыре передних стекла, остальное остекление вспомогательное (обеспечивает обзор в пределах заданных углов для данного летательного аппарата). На некоторых высокоскоростных самолётах устанавливается отклоняющийся носовой обтекатель (рис. 3).
Ф. к. э. состоит из объёмного стержневого или рамного каркаса с закреплённым в нём остеклением. Каркас изготавливается из высокопрочных сварных стальных труб и профилей, штампованных рамок из алюминиевых и магниевых сплавов. Передние рабочие стёкла Ф. к. э. выполняются в виде блоков из высокопрочного и высокопрозрачного (иногда теплостойкого) многослойного, как правило, плоского, силикатного стекла. Для предотвращения обледенения в полёте передние стёкла снабжаются противообледенительной системой, а иногда и механическими щётками-стеклоочистителями. Чтобы стёкла не запотевали изнутри, предусмотрен обдув их тёплым воздухом через специальные насадки. Боковое верхнее и нижнее вспомогательное остекление обычно имеет форму внешнего обвода летательного аппарата и выполняется в виде двойных стеклоблоков из органического стекла. Для исключения запотевания стеклоблоков, имеющих единое резиновое обрамление, устанавливается осушительная система для воздуха, поступающего в межстекольное пространство. Ф. к. э. средних и тяжёлых летательных аппаратов имеют, как правило, на обоих бортах сдвижные форточки для связи с наземной службой при движении летательного аппарата по земле; одновременно они служат и аварийными выходами при срочной эвакуации экипажа.
В. К. Рахилин.
Рис. 2. Фонарь кабины экипажа пассажирского самолёта.
Рис. 3. Отклоняющийся носовой обтекатель самолёта «Конкорд».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.