- прицельно-навигационная система
Структурная схема прицельно-навигационной системы.
прице́льно-навигацио́нная систе́ма система, предназначенная для комплексного решения задач навигации и применения оружия. Решение двух задач в одной системе вызвано общностью математического аппарата, сложным взаимодействием алгоритмов и использованием одних и тех же датчиков информации. Данные о положении летательного аппарата в пространстве, о векторах скорости и ускорения, об угловых положениях используются при решении задач применения оружия в баллистических алгоритмах, алгоритмах прицеливания, наведения летательного аппарата в точку пуска оружия, управления визирным устройством (визиром). Данные визирного устройства об относительных координатах наземных ориентиров используются для коррекции навигационных данных на маршруте полёта.
В состав П.-н. с. входят (см. рис.) визирные устройства 1, индикаторы 24, отображающие соответственно прицельно-пилотажную, обзорную и навигационную информацию, пульты 5 ввода предполетной оперативной информации, вычислительная система 6, объединяющая все устройства в единую систему, навигационные датчики инерциальная навигационная система 9, система 10 воздушных сигналов, радиовысотомер 11 и другие датчики, блок 12 целеуказания.
Визирные устройства обеспечивают обзор воздушного или наземного пространства, обнаружение и распознавание цели, сопровождение одной или нескольких целей по углам и дальности, подсвет цели или наведение управляемого оружия. Информация от визирных устройств поступает на вычислительную систему, на систему индикации и в виде сигналов целеуказания в бортовую систему оружия. Индикаторы объединяются в систему отображения информации. На прицельно-пилотажном индикаторе, имеющем полупрозрачное стекло, отображаются данные о цели (дальность, скорость сближения), условия прицеливания (подвижные метки, разрешённая дальность пуска), пилотажно-навигационные данные (высота, скорость, курс летательного аппарата). Прицеливание осуществляется путём совмещения подвижной прицельной метки с целью, наблюдаемой через полупрозрачное стекло и фонарь кабины. Обзорная информация (радиолокационная, телевизионная, тепловизионная) отображается на обзорно-прицельном индикаторе, на который могут быть выведены пилотажно-навигационные и прицельные данные. Навигационный индикатор отображает карту местности, положение летательного аппарата над местностью, направление полёта, взаимное расположение летательных аппаратов в группе, размещение зон противовоздушной обороны противника. Навигационные датчики определяют положение летательного аппарата в пространстве, значения и направление скорости и ускорения, угловое положение осей летательного аппарата. На самолётах-истребителях, особенно перехватчиках, при выполнении боевой задачи наличие навигационной информации (в частности, карты местности) несущественно, и устройства её отображения из П.-н. с. исключают, а такие «упрощённые» П.-н. с. называют обзорно-прицельными системами.
Центральным элементом П.-н. с. является вычислительная система, которая управляет режимами работы всех устройств (общий диспетчер), ведёт обмен информацией с датчиками, пультами и системами индикации, осуществляет комплексную обработку информации от различных датчиков, формирует данные для системы индикации, вычисляет прицельные и навигационные данные, зоны применения оружия и сигналы программного управления визирными устройствами, вырабатывает сигналы целеуказания оружию, команды управления траекторией летательного аппарата в соответствии с принятыми законами наведения и команды сброса оружия, контролирует состояние всех устройств системы, включает и выключает резервные устройства. П.-н. с. сопрягается с пилотажной системой 7 при управлении траекторией летательного аппарата на маршруте и атаке цели, с системой 8 подготовки и пуска оружия, с бортовыми системами 13 оружия.
П.-н. с. пришли на смену авиационным прицелам, что позволило расширить условия применения боевой авиации, автоматизировать процессы управления и повысить навигационную и прицельную точность доставки оружия. П.-н. с. совместно с пилотажной системой и системой пуска оружия обеспечила стрельбу, бомбометание, пуск, управляемого оружия на произвольных криволинейных траекториях полёта. Появилась возможность маневрирования летательного аппарата после пуска оружия с одновременным сопровождением и подсветом цели радиолокационным или лазерным лучом.
Дальнейшее развитие методов и средств построения бортовых систем на основе высокопроизводительной вычислительной техники и мультиплексных каналов обмена информацией позволило перейти к созданию так называемых интегральных бортовых систем (см. Интеграция бортового оборудования), в которых объединяются задачи навигации, пилотирования, применения оружия, преодоления противовоздушной обороны, управления действиями боевой группы, контроля бортовых устройств и др.
А. Г. Зайцев.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.