ламинаризация пограничного слоя

ламинаризация пограничного слоя
Относительный расход топлива T (отношение расходов топлива самолёта при наличии и отсутствии ламинаризации обтекания крыла и оперения) в зависимости от дальности полёта L дозвукового самолёта.

Относительный расход топлива в зависимости от дальности полёта дозвукового самолёта.

ламинариза́ция пограни́чного сло́я, управление ламинарным обтеканием, — поддержание ламинарного течения в пограничном слое. Л. п. с. применяется главным образом для уменьшения сопротивления трения при больших Рейнольдса числах. Л. п. с. способствует увеличению аэродинамического качества и улучшению других характеристик самолёта, в том числе снижению расхода топлива. Л. п. с. особенно перспективна на дозвуковых самолётах с большим удлинением крыла, сопротивление трения которых на крейсерском режиме полёта составляет существенную часть полного аэродинамического сопротивления. Исследования показывают, что выгоды от Л. п. с. возрастают с увеличением дальности полёта (см. рис.).

На естественное развитие ламинарного пограничного слоя сильно влияют форма обтекаемого тела, шероховатость поверхности и ее неровности, которые наряду с возмущениями типа акустического шума, скачков уплотнения и т. п. могут вызвать ранний переход ламинарного течения в турбулентное. Для успешной Л. п. с. необходимы высокая гладкость поверхности и минимизация внешних возмущений. При двумерном обтекании убывание давления в направлении течения повышает устойчивость пограничного слоя и отдаляет переход ламинарного течения в турбулентное. Это используется при создании ламинарных профилей крыла, которые применяются на прямых крыльях. Хотя возможности Л. п. с. только путём изменения формы тела ограничены, тем не менее форма тела имеет важное значение при использовании других способов Л. п. с. На стреловидном крыле переход от ламинарного течения к турбулентному вызывается в основном неустойчивостью поперечного течения в трёхмерном пограничном слое, при этом наличие как положительного, так и отрицательного продольного градиента давления способствует неустойчивости течения. Поэтому форму крыла следует выбирать такой, чтобы в зоне Л. п. с. давление быстро убывало в окрестности передних кромок, а далее вниз по потоку было близко к постоянному или несколько уменьшалось. Чтобы избежать распространения турбулентности вдоль передней кромки крыла, его стреловидность должна быть, по возможности, умеренной, а радиус закругления носка достаточно малым. Для таких крыльев эффективным способом Л. п. с. является отсос небольшой части заторможенного в пограничном слое воздуха через проницаемую обшивку (см. Отсос пограничного слоя). На самолётах с криогенным топливом для Л. п. с. может применяться охлаждение обшивки, что повышает устойчивость ламинарного пограничного слоя. При сверхзвуковых скоростях полёта Л. п. с. путём охлаждения может служить одновременно средством защиты от аэродинамического нагревания. См. также статью Управление пограничным слоем.

Литература:
Шлихтинг Г., Теория пограничного слоя, пер. с нем., М., 1974.

М. А. Алексеев.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ламинаризация пограничного слоя" в других словарях:

  • Ламинаризация пограничного слоя — управление ЛАминарным обтеканием, поддержание ламинарного течения в пограничном слое. Л. п. с. применяется главным образом для уменьшения сопротивления трения при больших Рейнольдса числах. Л. п. с. способствует увеличению аэродинамического… …   Энциклопедия техники

  • ламинаризация пограничного слоя — Относительный расход топлива в зависимости от дальности полёта дозвукового самолёта. ламинаризация пограничного слоя, управление ламинарным обтеканием, — поддержание ламинарного течения в пограничном слое. Л. п. с. применяется главным… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ламинаризация пограничного слоя — Относительный расход топлива в зависимости от дальности полёта дозвукового самолёта. ламинаризация пограничного слоя, управление ламинарным обтеканием, — поддержание ламинарного течения в пограничном слое. Л. п. с. применяется главным… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ламинаризация пограничного слоя — Относительный расход топлива в зависимости от дальности полёта дозвукового самолёта. ламинаризация пограничного слоя, управление ламинарным обтеканием, — поддержание ламинарного течения в пограничном слое. Л. п. с. применяется главным… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Ламинарный профиль — профиль крыла, характеризующийся удалённым от носка положением точки перехода ламинарного течения в турбулентное при естественном обтекании, то есть без использования дополнительной энергии для затягивания перехода, как, например, при отсосе… …   Энциклопедия техники

  • ламинарный профиль — ламинарный профиль — профиль крыла, характеризующийся удалённым от носка положением точки перехода ламинарного течения в турбулентное при естественном обтекании, то есть без использования дополнительной энергии для затягивания перехода, как …   Энциклопедия «Авиация»

  • ламинарный профиль — ламинарный профиль — профиль крыла, характеризующийся удалённым от носка положением точки перехода ламинарного течения в турбулентное при естественном обтекании, то есть без использования дополнительной энергии для затягивания перехода, как …   Энциклопедия «Авиация»

  • Сопротивление трения — проекция касательных напряжений, приложенных к обтекаемой поверхности тела, на направление его движения. С. т. есть составная часть сопротивления аэродинамического (СА) и обусловлено проявлением действия сил внутреннего трения (вязкости); при… …   Энциклопедия техники

  • сопротивление трения — сопротивление трения — проекция касательных напряжений, приложенных к обтекаемой поверхности тела, на направление его движения. С. т. есть составная часть сопротивления аэродинамического (СА) и обусловлено проявлением действия сил… …   Энциклопедия «Авиация»

  • сопротивление трения — сопротивление трения — проекция касательных напряжений, приложенных к обтекаемой поверхности тела, на направление его движения. С. т. есть составная часть сопротивления аэродинамического (СА) и обусловлено проявлением действия сил… …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»