- «Дуглас»
Рис. 1. Пассажирский самолёт Дуглас DC‑3.
«Ду́глас» (Douglas Aircraft Company) самолётостроительная фирма США (с 1959 с ракетостроительным сектором). Ведёт начало от фирмы «Дейвис-Дуглас» (Davis-Douglas), основана в 1920; название «Д.» с 1921, когда ее возглавил Д. У. Дуглас; в 1967 объединилась с фирмой «Макдоннелл», образовав фирму «Макдоннелл-Дуглас». Среди первых самолётов фирмы торпедоносцы и бомбардировщики серии DT с одним поршневым двигателем. На основе модели DT-2 созданы самолёты «Уорлд крузер» со сменным колёсным или поплавковым шасси; в 1924 два из них впервые облетели земной шар с промежуточным и посадками (за 175 дней). Фирма выпускала пассажирские, почтовые и военные самолёты. Создала цельнометаллические пассажирские самолёты с убирающимися шасси: DC-1 на 12 мест (первый полёт в 1933), DC-2 на 14 мест (1934), DC-3 на 28 мест [1935, до окончания производства в 1947 построено 10 654 в гражданском и военном (С-47) вариантах, выпускались по лицензии в СССР, см. рис. 1], DC-4 на 52 места (1938), DC-6 на 4852 места (1946), DC-7 на 6095 мест (1953, см. рис. 2) Во 2-й мировой войне широко использовались боевые самолёты фирмы: бомбардировщики B-18 (1935), штурмовики и лёгкие бомбардировщики A-20 (1938, построено 7385, в Великобритании имели название «Бостон» и «Хавок», во Франции DB-7, см. рис. 3) и A/B-26 «Инвейдер» (1942, выпущено 2502), палубный пикирующий бомбардировщик SBD «Донтлесс» (1939, построено 5936). После войны на фирме созданы палубный пикирующий бомбардировщик AD «Скайрейдер» с одним поршневым двигателем (1945), тяжёлые военно-транспортные самолёты C-74 «Глоубмастер» I (1945), C-124 «Глоубмастер» II (1949), C-133 «Каргомастер» (1956). Фирма производила реактивные палубные самолёты: истребители F3D «Скайнайт» (1948) и F4D «Скайрей» (1951), первый реактивный бомбардировщик военно-морских сил США A3D «Скайуорриор» (1952), на основе которого создан бомбардировщик В-66 «Дестройер» (1954, часть самолётов переоборудована в вариант РЭБ EB-66E). Фирмой созданы лёгкий палубный бомбардировщик A-4 «Скайхоук» (1954) и пассажирские реактивные самолёты DC-8 «Джетлайнер» с четырьмя турбореактивными двигателями (1958) и DC-9 с двумя турбореактивными двухконтурными двигателями (1965), производство которых продолжено фирмой «Макдоннелл-Дуглас». К известным экспериментальным самолётам фирмы относятся D-558-1 «Скайстрик» (1947), D-558-2 «Скайрокет» (1948) и X-3 (1952), которые использовались для исследований около- и сверхзвуковых режимов полёта. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблицах 1 и 2.
В. В. Беляев, О. И. Губарев.
Таблица 1. Гражданские самолёты фирмы «Дуглас».
Основные данные DC-3 DC-7C DC-8-50 Первый полёт, год 1935 1955 1960 Число и тип двигателей 2 ПД 4 ПД 4 ТРДД Мощность двигателя, кВт 895 2530 Тяга двигателя, кН 80,1 Длина самолёта, м 19,63 34,21 45,9 Высота самолёта, м 5,2 9,65 12,9 Размах крыла, м 28,96 38,86 43,4 Площадь крыла, м2 91,7 152 268 Максимальная взлётная масса, т 12,7 64,86 143 Масса пустого самолёта, т 8,03 33 62 Максимальная коммерческая нагрузка, т 3 10,2 20,9 Максимальная скорость полёта, км/ч 350 570 960 Максимальная дальность полёта, км 2420 7410 10850 Экипаж, чел. 23 7 45 Максимальное число пассажиров 28 99 189 Таблица 2. Военные самолёты фирмы «Дуглас».
Основные данные Штурмовики Палубный бомбардировщик A-3D Военно-транспортные A-20H A-26B A-IJ C-124C C-133B Первый полет, год 1942 1943 1956 1952 1953 1959 Число и тип двигателей 2 ПД 2 ПД 1 ПД 2 ТРД 4ПД 4 ТВД Мощность двигателя кВт 1270 1490 2290 2830 5590 Тяга двигателя, кН 55,2 Длина самолёта, м 14,63 15,6 11,84 23,27 39,77 48 Высота самолёта, м 5,51 5,65 4,78 6,95 14,72 14,7 Размах крыла, м 18,69 21,33 15,47 22,11 53,07 54,76 Площадь крыла, м2 43,2 50,16 37,4 75,8 232,8 248 Взлётная масса, т: нормальная 11,79 14,52 8,62 33,11 83,92 116 максимальная 13,61 16,56 11,34 37,2 88,22 129,73 Масса пустого самолёта, т 8,07 10,07 5,69 17,87 45,89 51 Максимальная боевая (перевозимая) нагрузка, т 1,82 1,82 3,63 5,44 33,57 53,5 Максимальная скорость полета, км/ч 520 600 510 980 440 560 Максимальная дальность полёта, км (нагрузка) 3180 2250 4830 4670 4000 (22,7 т) 6400 (30т) Потолок, м 7620 7470 9500 12500 6740 8000 Экипаж, чел. 3 3 1 3 58 47 Число десантников 200 200 Вооружение 9 пулемётов (12,7 мм); бомбы 6 пулемётов (12,7 мм); бомбы 4 пушки (20 мм); НАР; бомбы 2 пушки (20 мм); бомбы
Рис. 2. Пассажирский самолёт Дуглас DC-7C.
Рис. 3. Бомбардировщик Дуглас A‑20.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.