турбореактивный двухконтурный двигатель

турбореактивный двухконтурный двигатель
Схемы ТРДД:а — с раздельным истечением потоков;б — со смешением потоков;1 — одноступенчатый вентилятор;2 — компрессор;3 — камера сгорания;4 — турбина компрессора;5 — турбина вентилятора;6 — наружный контур;7 — реактивные сопла;8 — смеситель.

Рис. 1. Схемы ТРДД.

турбореакти́вный двухко́нтурный дви́гатель (ТРДД), турбовентиляторный двигатель, — турбореактивный двигатель с внутренним и наружным контурами, в котором часть энергии сгорания топлива, подводимого во внутренний контур, преобразуется в механическую работу для привода вентилятора наружного контура. Внутренний контур содержит компрессор, турбины компрессора и вентилятора и камеру сгорания. Поток сжатого воздуха наружного контура и поток газа внутреннего контура, вытекающего из турбины вентилятора, используются для получения реактивной тяги с помощью отдельных реактивных сопел или одного общего сопла, в котором смешиваются потоки (рис. 1). Перед реактивными соплами ТРДД могут находиться форсажные камеры сгорания для увеличения тяги путём сжигания дополнительного топлива (рис. 2). Введение второго контура при отсутствии форсажа являет основным средством повышения экономичности ТРД вследствие уменьшения потерь энергии с отбрасываемой струёй, обусловленного уменьшением её среднемассовой скорости. Экономичность ТРДД зависит от параметров рабочего процесса и уменьшается с повышением скорости полёта. Поэтому нефорсированные ТРДД применяются в основном на дозвуковых пассажирских и транспортных самолётах, на которых они с 60-х гг. стали основным типом двигателя. ТРДД с форсажными камерами (ТРДДФ) широко применяются на сверхзвуковых самолётах для повышения экономичности при полёте с дозвуковой скоростью, а также для расширения диапазона изменения характеристик двигателя.

Важнейшим параметром ТРДД является степень двухконтурности т. Находящиеся в эксплуатации ТРДД дозвуковых самолётов имеют m = 0,5—2 и, как правило, смешение потоков в общем реактивном сопле, или m = 4—8 и раздельное истечение потоков (в этом случае вентилятор одноступенчатый).

Значения удельного расхода топлива в дозвуковом ТРДД находятся в пределах Суд = 0,08—0,058 кг/(Н·ч) при Маха числе полёта М = 0,8 на высоте H = 11 км. Меньшие значения относятся к ТРДД с большей степенью двухконтурности. ТРДД сверхзвуковых самолётов имеют при М = 2,2 и H = 11 км на нефорсированном режиме Суд = 0,13—0,14 кг/(Н·ч) и до 0,2 кг/(Н·ч) на полном форсаже.

Для ТРДД дозвуковых самолётов наибольший интерес представляет дроссельная характеристика на крейсерском режиме полёта (рис. 3), показывающая изменение экономичности двигателя в зависимости от режима его работы. На протекание дроссельной характеристики ТРДД сильно влияет значение степени двухконтурности на расчётном режиме mp. Для ТРДДФ сверхзвуковых манёвренных самолётов важны высотно-скоростные характеристики в полном диапазоне изменения условий полёта (рис. 4). Дросселирование здесь производится в основном изменением подачи форсажного топлива. Протекание высотно-скоростных характеристик ТРДД обеспечивается принятой программой регулирования, задающей закон изменения параметра регулирования в зависимости от внешних условий, например nк = f(p*вх, T*вх) или nк = const, где nк — частота вращения компрессора, p*вх и T*вх — полное давление и температура торможения воздуха на входе в двигатель. На рис. 4 виден характерный для ТРДДФ широкий диапазон изменения тяги при изменении условий полёта и режима работы двигателя.

По конструкции ТРДД разделяются на одно-, двух- и трёхвальные, с передним и задним вентиляторами. Передний вентилятор работает всегда на оба контура (см. рис. 1 и 2), задний — только на наружный контур (свободная турбовентиляторная приставка). Наибольшее распространение получили двух- и трёхвальные ТРДД с передним вентилятором. Второе название ТРДД — турбовентиляторный двигатель — также нашло широкое распространение, но его чаще применяют, имея в виду ТРДД с большой степенью двухконтурности.

Впервые ТРДД был предложен А. М. Люлькой в 1937. Первые ТРДД для пассажирских самолётов были созданы во 2-й половине 50-х гг. (за рубежом — «Конуэй» английской фирмы «Роллс-Ройс», в СССР — Д-20П в ОКБ П. А. Соловьёва).

Литература:
Теория двухконтурных турбореактивных двигателей, под ред. С. М. Шляхтенко, В. А. Сосунова, М. 1979.

А. Л. Пархомов.

Схемы ТРДД с форсажом:а — в наружном контуре;б — в форсажно-смесительной камере;1 — двухступенчатый вентилятор;2 — форсажная камера наружного контура;3 — форсажно-смесительная камера.

Рис. 2. Схемы ТРДД с форсажом.

Дроссельные характеристики ТРДД для дозвуковых самолётов при различных значениях mp(M∞ = 0,8 и H = 11 км, — отношение тяги к взлётной тяге,К — частота вращения турбокомпрессора, отнесённая к значению на взлётном режиме;на рис. показаны расчётные точки).

Рис. 3. Дроссельные характеристики ТРДД для дозвуковых самолётов.

Высотно-скоростные характеристики ТРДДФ( — отношение тяги к взлётной тяге при полном форсаже;ф — температура форсажа;штриховые линии соответствуют работе двигателя с выключенным форсажом).

Рис. 4. Высотно-скоростные характеристики ТРДДФ.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "турбореактивный двухконтурный двигатель" в других словарях:

  • Турбореактивный двухконтурный двигатель — (ТРДД), турбовентиляторный двигатель, турбореактивный двигатель с внутренним и наружным контурами, в котором часть энергии сгорания топлива, подводимого во внутренний контур, преобразуется в механическую работу для привода вентилятора наружного… …   Энциклопедия техники

  • ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — (ТРДД) воздушно реактивный двигатель, в котором поступающий в него воздух делится на 2 потока, проходящих через внутренние и внешние контуры. Внутренний контур турбореактивный двигатель, внешний кольцевой канал с вентилятором, создающий… …   Большой Энциклопедический словарь

  • турбореактивный двухконтурный двигатель — (ТРДД), воздушно реактивный двигатель, в котором поступающий в него воздух делится на 2 потока, проходящих через внутренний и внешний контуры. Внутренний контур  турбореактивный двигатель, внешний  кольцевой канал с вентилятором, создающим… …   Энциклопедический словарь

  • Турбореактивный двухконтурный двигатель — 13. Турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД D. Zweistroim Luftstrahltriebwerk Е. Turbofan engine F. Turboréacteur à double flux Турбореактивный двигатель с внутренним и наружным контурами, в котором часть энергии сгорания топлива,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • турбореактивный двухконтурный двигатель — Рис. 1. Схемы ТРДД. турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД), турбовентиляторный двигатель, — турбореактивный двигатель с внутренним и наружным контурами, в котором часть энергии сгорания топлива, подводимого во внутренний контур,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • турбореактивный двухконтурный двигатель — Рис. 1. Схемы ТРДД. турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД), турбовентиляторный двигатель, — турбореактивный двигатель с внутренним и наружным контурами, в котором часть энергии сгорания топлива, подводимого во внутренний контур,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • турбореактивный двухконтурный двигатель — Рис. 1. Схемы ТРДД. турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД), турбовентиляторный двигатель, — турбореактивный двигатель с внутренним и наружным контурами, в котором часть энергии сгорания топлива, подводимого во внутренний контур,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — (ТРДД) турбореактивный двигатель с внутр. и нар. контурами движения воздуха (газа) и вентилятором, обслуживающим только нар. или оба контура (см. рис.). Тяга ТРДД создаётся реактивными соплами внутр. и нар. контуров или общим соплом, перед к рым… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Двухконтурный турбореактивный двигатель — (см. Турбореактивный двухконтурный двигатель). Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 …   Энциклопедия техники

  • Двигатель авиационный — тепловой двигатель для приведения в движение летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, дирижаблей и пр.). С момента зарождения авиации и до конца Второй мировой войны единственным практически используемым Д.а. был поршневой двигатель… …   Энциклопедия техники


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»