- степень устойчивости
сте́пень усто́йчивости, запас устойчивости, количественная характеристика устойчивости летательного аппарата. В зависимости от характера рассматриваемого движения летательного аппарата для определения С. у. используют различные соотношения. Степень продольной статической устойчивости dmz/dcy характеризует статическую устойчивость летательного аппарата в прямолинейном продольном движении при изменениях углов атаки (mz коэффициент продольного момента, cy коэффициент подъёмной силы; см. Аэродинамические коэффициенты). В общем случае каждому значению приборной скорости и другим характеристикам режима полёта (высоте, Маха числу M) соответствует своя зависимость mz от cy. При линейной зависимости mz от cy С. у. равна
, где
T и
F координаты центра масс и фокуса аэродинамического, выраженные в долях аэродинамической хорды (отсюда иногда говорят «запас по
T», «запас по
F»). Степень продольной статической устойчивости по перегрузке σn характеризует продольную статическую устойчивость летательного аппарата в криволинейном продольном движении, когда угол скольжения летательного аппарата β = 0 (например, при выходе из пикирования, на «горке»). При этом
,
коэффициент момента продольного демпфирования, μ коэффициент относительной плотности летательного аппарата (
z = ωzbA/V, μ = 2m/ρSbA, где ωz скорость тангажа, bA средняя аэродинамическая хорда крыла, V скорость летательного аппарата, m его масса, ρ плотность воздуха, S площадь крыла). Степень продольной статической устойчивости по скорости σV характеризует продольную статическую устойчивость при постоянной перегрузке ny = 1 и β = 0 и определяется значением полной производной dmz/dcy, при ny = 1:
или
, где
и
производные mz, соответственно по V и по числу M. Со С. у. по перегрузке и скорости непосредственно связаны характеристики продольной управляемости летательного аппарата Pn, Xn, PV, XV. Степень путевой (поперечной) статической устойчивости
(
) характеризует изменение коэффициента my, момента рыскания (коэффициента mx, момента крена) при изменении угла скольжения (при постоянном значении угла крена) и равна производной ∂my/∂β (∂mx/∂β), обычно берущейся при β = 0.
Летательный аппарат статически устойчив в прямолинейном или криволинейном движении по перегрузке, по скорости, в путевом или поперечном движении, если соответствующие им С. у. отрицательны.
Литература:
Бюшгенс Г. С., Студнев Р. В., Аэродинамика самолёта. Динамика продольного и бокового движения, М., 1979.Ю. Б. Дубов.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.