- степень устойчивости
сте́пень усто́йчивости, запас устойчивости, количественная характеристика устойчивости летательного аппарата. В зависимости от характера рассматриваемого движения летательного аппарата для определения С. у. используют различные соотношения. Степень продольной статической устойчивости dmz/dcy характеризует статическую устойчивость летательного аппарата в прямолинейном продольном движении при изменениях углов атаки (mz коэффициент продольного момента, cy коэффициент подъёмной силы; см. Аэродинамические коэффициенты). В общем случае каждому значению приборной скорости и другим характеристикам режима полёта (высоте, Маха числу M) соответствует своя зависимость mz от cy. При линейной зависимости mz от cy С. у. равна , где T и F координаты центра масс и фокуса аэродинамического, выраженные в долях аэродинамической хорды (отсюда иногда говорят «запас по T», «запас по F»). Степень продольной статической устойчивости по перегрузке σn характеризует продольную статическую устойчивость летательного аппарата в криволинейном продольном движении, когда угол скольжения летательного аппарата β = 0 (например, при выходе из пикирования, на «горке»). При этом , коэффициент момента продольного демпфирования, μ коэффициент относительной плотности летательного аппарата (z = ωzbA/V, μ = 2m/ρSbA, где ωz скорость тангажа, bA средняя аэродинамическая хорда крыла, V скорость летательного аппарата, m его масса, ρ плотность воздуха, S площадь крыла). Степень продольной статической устойчивости по скорости σV характеризует продольную статическую устойчивость при постоянной перегрузке ny = 1 и β = 0 и определяется значением полной производной dmz/dcy, при ny = 1: или , где и производные mz, соответственно по V и по числу M. Со С. у. по перегрузке и скорости непосредственно связаны характеристики продольной управляемости летательного аппарата Pn, Xn, PV, XV. Степень путевой (поперечной) статической устойчивости () характеризует изменение коэффициента my, момента рыскания (коэффициента mx, момента крена) при изменении угла скольжения (при постоянном значении угла крена) и равна производной ∂my/∂β (∂mx/∂β), обычно берущейся при β = 0.
Летательный аппарат статически устойчив в прямолинейном или криволинейном движении по перегрузке, по скорости, в путевом или поперечном движении, если соответствующие им С. у. отрицательны.
Литература:
Бюшгенс Г. С., Студнев Р. В., Аэродинамика самолёта. Динамика продольного и бокового движения, М., 1979.Ю. Б. Дубов.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.