противоштопорные устройства


противоштопорные устройства

противошто́порные устро́йства — служат для повышения безопасности эксплуатации летательного аппарата на больших углах атаки, а в случае непреднамеренного сваливания и перехода в штопор — для обеспечения надёжного вывода летательного аппарата из этих критических режимов. К П. у. относятся: устройства, искусственно создающие характерную тряску и направленные подёргивания рычагов управления с целью обратить внимание лётчика на приближение самолёта к опасному углу атаки; автоматически работающие аэродинамические системы, позволяющие отодвигать начало сваливания самолёта до больших углов атаки (30—60°); активные средства (ракетного или парашютного типа), обеспечивающие при необходимости принудительный вывод самолёта из режимов сваливания и штопора. О приближении к критическому режиму лётчика предупреждают индикаторы, световые и звуковые сигнализаторы.

Самолёты, поступающие в массовую эксплуатацию, как правило, не оснащаются активными П. у. Защита их ограничивается установкой на борту соответствующих сигнализаторов и указателей, а также обеспечением на больших углах атаки удовлетворительных характеристик устойчивости и управляемости и соответствующего запаса между максимально допустимым и предельным по безопасности полёта углами атаки (не менее 3—4°). Все самолёты, проходящие испытания на сваливание и штопор, как правило, оборудуются на время эксперимента активными П. у. Выбор типа П. у. определяется как конструктивными и аэродинамическими особенностями самолёта, так и задачами планируемого эксперимента. При лётных испытаниях манёвренных самолётов чаще используются противоштопорные ракеты (ПШР), а при испытаниях неманёвренных самолётов — противоштопорные парашюты (ПШП).

П. у. с ПШР состоит из двух и более ракет, подвешиваемых обычно под крылом на пилонах или в хвостовой части фюзеляжа на держателях. Под крылом они устанавливаются горизонтально и создают при работе момент относительно вертикальной оси самолёта. На фюзеляже их устанавливают вертикально в хвостовой части; при включении они создают момент относительно поперечной оси самолёта. ПШР — это пороховая ракета двустороннего действия с передним и задним соплами, одно из которых открывается в момент включения, обеспечивая создание требуемого по знаку момента. Управление ПШР электрическое из кабины лётчика.

П. у. парашютного типа представляет собой систему из одного—двух вытяжных и одного или несколько основных парашютов, заключённых в контейнер, который устанавливается обычно в хвостовой части фюзеляжа. Сброс крышки контейнера и ввод в действие вытяжных парашютов осуществляется с помощью пружины, пиромеханизма или пиропушки. Для прекращения действия ПШП существует механическая или пиротехническая система сброса парашюта. Кроме того, в системе ПШП обычно предусматривается «слабое» звено, предохраняющее конструкцию летательного аппарата от разрушения в случае превышения допустимой нагрузки от парашюта и позволяющее сбросить его путём разрыва этого звена при достижении соответствующей скорости. Управление выпуском и сбросом ПШП может быть механическим или электрическим и осуществляется лётчиком из кабины.

Исходные параметры П. у. как парашютного, так и ракетного типов обычно определяются по результатам испытаний моделей в аэродинамических трубах с имитацией на них П. у.

И. М. Пашковский.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.

Смотреть что такое "противоштопорные устройства" в других словарях:

  • Противоштопорные устройства — служат для повышения безопасности эксплуатации летательного аппарата на больших углах атаки, а в случае непреднамеренного сваливания и перехода в штопор для обеспечения надёжного вывода летательного аппарата из этих критических режимов. К П. у.… …   Энциклопедия техники

  • противоштопорные устройства — противоштопорные устройства — служат для повышения безопасности эксплуатации летательного аппарата на больших углах атаки, а в случае непреднамеренного сваливания и перехода в штопор — для обеспечения надёжного вывода летательного… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ПОЛЕТА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА — совокупность прикладных знаний, позволяющих авиационным инженерам на занятий в области аэродинамики, проблем прочности, двигателестроения и динамики полета летательных аппаратов (т.е. теории) создать новый летательный аппарат или улучшить… …   Энциклопедия Кольера

  • парашют — устройство для торможения движущихся предметов за счёт сопротивления воздушной среды. Используется для безопасного спуска с высоты людей, грузов, техники, космических аппаратов, для уменьшения пробега самолёта при посадке, для торможения… …   Энциклопедия техники

  • парашют — Рис. 1. Общий вид раскрытого парашюта ПО 9 серии 2. парашют (франц. parachute, от греч. pará — против, и франц. chute — падение) — устройство для торможения объекта, движущегося в сопротивляющейся среде. Комплекс П., раскрывающихся …   Энциклопедия «Авиация»

  • парашют — Рис. 1. Общий вид раскрытого парашюта ПО 9 серии 2. парашют (франц. parachute, от греч. pará — против, и франц. chute — падение) — устройство для торможения объекта, движущегося в сопротивляющейся среде. Комплекс П., раскрывающихся …   Энциклопедия «Авиация»

  • парашют — Рис. 1. Общий вид раскрытого парашюта ПО 9 серии 2. парашют (франц. parachute, от греч. pará — против, и франц. chute — падение) — устройство для торможения объекта, движущегося в сопротивляющейся среде. Комплекс П., раскрывающихся …   Энциклопедия «Авиация»

  • парашют — Рис. 1. Общий вид раскрытого парашюта ПО 9 серии 2. парашют (франц. parachute, от греч. pará — против, и франц. chute — падение) — устройство для торможения объекта, движущегося в сопротивляющейся среде. Комплекс П., раскрывающихся …   Энциклопедия «Авиация»

  • Штопор самолёта — движение самолёта по вертикальной нисходящей спирали малого радиуса при больших углах атаки, возникающее после потери скорости полёта и сваливания. В режиме Ш. резко изменяются характеристики управляемости вплоть до полной её потери или появления …   Энциклопедия техники

  • штопор — Рис. 1. Штопорная аэродинамическая труба Т‑105. штопор самолёта — движение самолёта по вертикальной нисходящей спирали малого радиуса при больших углах атаки, возникающее после потери скорости полёта и сваливания. В режиме Ш. резко… …   Энциклопедия «Авиация»