- противопожарная система
Размещение установок пожарной сигнализации и пожаротушения на самолёте.
противопожа́рная систе́ма бортовая совокупность установок пожарной сигнализации и пожаротушения, предназначенных для извещения экипажа о возникновении на борту летательного аппарата пожара, его локализации и тушения. Различают устройства для защиты мотогондол основных и вспомогательных силовых установок, где существует повышенная опасность возникновения очага пожара с горением топлива или масла, и устройства для защиты кабин экипажа, пассажирских салонов и багажных отсеков (см. рис.).
Основные устройства для защиты мотогондол: противопожарная перегородка, отделяющая отсек от других зон, топливный кран для перекрытия подачи топлива в отсек в случае возникновения пожара, датчики установки пожарной сигнализации (УПС) и коллекторы с распылителями для распределения огнетушащего вещества (ОТВ) по отсеку. УПС разделяются на установки с датчиками, реагирующими на повышение температуры и скорость её нарастания (дифференциально-тепловые), на повышение температуры (тепловые) и на появление пламени (ионизационные).
Установки пожаротушения (УПТ) бывают двух типов: с централизованным хранением ОТВ в одной группе огнетушителей, из которых оно через распределительный кран или запорное устройство подаётся в любой из нескольких отсеков, и с распределённым хранением ОТВ, когда для каждого отсека установлены свои огнетушители. Заряд огнетушителей осуществляется через имеющиеся на них специальные головки, разряд с помощью управляемых дистанционно пироустройств. В зависимости от типа летательного аппарата устанавливается одна, две или три очереди подачи ОТВ в отсек. При пожаре в отсеках силовой установки датчики пожарной сигнализации выдают команду на включение звуковой сигнализации, табло «ПОЖАР» и пульт, где загорается светосигнализатор отсека, в котором возник пожар, а также на включение огнетушителей первой очереди (если имеются две или три очереди подачи ОТВ).
К устройствам для защиты кабин экипажа, пассажирских салонов и багажных отсеков относятся ручные огнетушители, датчики УПС (по дыму, температуре) и УПТ. В кабинах экипажа и пассажиров применяются ручные огнетушители вместимостью 1, 2, 4 или 6 л. УПС оборудуются труднодоступные и недоступные для экипажа отсеки. Тушение пожара в доступных багажных отсеках осуществляется с помощью ручных огнетушителей, а в недоступных с помощью установок пожаротушения, причём возможно использование УПТ мотогондол.
В. А. Егорцев.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.