- приборная скорость
прибо́рная ско́рость скорость летательного аппарата, которую показывает в полёте бортовой прибор-указатель, если принцип его работы основан на измерении разности давлений в динамической и статической камерах приёмника воздушных давлений (ПВД). Реальная система ПВД, в отличие от «идеальной», не индицирует непосредственно значение индикаторной земной скорости Vi3 (см. Индикаторная скорость) вследствие неидеальности приёмника давлений, нахождения его в возмущённом летательным аппаратом воздушном потоке, инерционности воздухопроводов, связывающих ПВД с указателем, и неиндивидуальной градуировки шкалы указателя. Для определения Vi3 в индицируемую указателем скорость Vyк необходимо ввести поправки: δVa аэродинамическую, учитывающую погрешности, вносимые как летательным аппаратом, так и самим ПВД в измерения полного и статического давлений, она определяется в ходе лётно-конструкторских (заводских) испытаний каждого нового летательного аппарата: δVзaп на запаздывание передачи давления по воздухопроводу из статической (а иногда и динамической) камеры ПВД в корпус прибора-указателя; δVинстр инструментальную, учитывающую то, что градуировка шкал указателей скорости при массовом их производстве осуществляется по осреднённым для всей партии характеристикам манометрических и анероидных коробок. Расчёт индикаторной земной скорости Vi3, индикаторной скорости Vi и воздушной скорости V осуществляется по формулам:
Vi3 = Vpr + δVa + δVзап;
Vi = Vi3 + δVсж;
V = Vi/∆1/2,
где Vpr = Vук + δVинстр скорость летательного аппарата, регистрируемая бортовой системой измерений; δVсж = Vi-Vi3 поправка на сжимаемость воздуха;∆ = ρH/ρc = pHTc/pcTH
относительная плотность воздуха на высоте полета; ρH, рH, ТH плотность, атмосферное давление и температура воздуха на высоте полёта; ρc, pс, Тс то же на нулевой высоте в стандартных земных условиях (см. Международная стандартная атмосфера).
И. М. Пашковский.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.