- двухбалочный самолёт
Рис. 1. Двухвостка А. А. Пороховщикова.
двухба́лочный самолёт самолёт, хвостовое оперение которого (преимущественно двухкилевое) вынесено на балках, закреплённых на крыле. В передней части балок могут быть установлены двигатели, а в крыльевой части балок стойки шасси. Экипаж и целевая нагрузка располагаются в объёме крыла или в гондоле, установленной на крыле (в отличие от двухфюзеляжного самолёта, у которого они размещаются в фюзеляжах). Преимущества Д. с.: улучшенный обзор, удобство погрузки и разгрузки, иногда снижение аэродинамического сопротивления.
Первый Д. с. «Пороховщиков № 2» (рис. 1) был построен в 1914 А. А. Пороховщиковым. Д. с. создавались К. А. Калининым (К-7, см. рис. 2), О. К. Антоновым (ОКА-33). В период 2-й мировой войны применялись Д. с. истребители Локхид P-38L (рис. 3) и Нортроп P-61 (оба США), разведчик Фокке-Вульф Fw-189 (Германия; рис. 4). Серийные реактивные Д. с.: Де Хэвилленд «Вампир» (рис. 5), «Веном», «Сивиксен» (Великобритания), Грузовые Д. с.: Фэрчайлд С-119 (США, см. рис. 6), Норд авиасьон «Норатлас» (Франция), Армстронг Унтуорт «Аргоси» (Великобритания). По схеме Д. с. построен отечественный самолёт М-17, установивший в конце 80-х гг. ряд мировых рекордов высоты.
Рис. 2. Экспериментальный бомбардировщик К‑7 К. А. Калинина.
Рис. 3. Истребитель Локхид P‑38 «Лайтнинг».
Рис. 4. Разведчик Фокке-Вульф FW189.
Рис. 5. Истребитель Де Хэвилленд «Вампир».
Рис. 6. Транспортный самолёт Фэрчайлд C‑119 «Флайинг бокскар».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.