Пе


Пе
Пе-8.

Рис. 1. Пе-8.

Пе — марка самолётов, созданных под руководством В. М. Петлякова. Возглавлявшееся им ОКБ специализировалось на разработке бомбардировщиков. Основные данные некоторых самолётов приведены в таблице.

Таблица. Самолёты В. М. Петлякова.

Основные данныеПе-8«100»Пе-2 с двигателем М-105Пе-3Пе-2 с двигателем М-105ФПе-2 с двигателем АШ-82ФПе-2Б
Первый полёт, год1936193919401941194219431943
Начало серийного производства, год1940194119411944
Число, тип и марка двигателей4 ПД
АМ-35А
2 ПД
М-105
2 ПД
М-105
2 ПД
М-105
2 ПД
М-105Ф
2 ПД
АШ-82Ф
2 ПД
ВК-105ПФ
Мощность двигателя, кВт9938098098099561250890
Длина самолёта, м23,212,92512,6912,2413,72512,2412,24
Высота самолёта, м8,2643,92543,944,24,175
Размах крыла, м39,1317,1617,1217,1517,1517,1517,15
Площадь крыла, м2188,6640,540,540,540 540,540,5
Колея шасси, м6,544,724,734,724,724,724,72
Взлётная масса, т:
      нормальная257,267,5367,888,968,1258,58
      максимальная328,59,368,98
Масса пустого самолёта, т18,385,775,8635,736,6676,195
Максимальная дальность полёта, км470014001200215011701380
Максимальная скорость полёта, км/ч440535540535560547534
Потолок, м1030012000880087001030091008800
Экипаж, чел.11332333

ОКБ берёт начало с создания в июле 1934 в КОСОС (конструкторском отделе сектора опытного строительства) ЦАГИ бригады для проектирования тяжёлого бомбардировщика АНТ-42 (ТБ-7) с четырьмя поршневыми двигателями. К этому времени тяжелый бомбардировщик ТБ-3 стал уязвимым при зенитном обстреле и атаках истребителей вследствие недостаточности высоты и скорости полёта, поэтому НИИ ВВС выдал ЦАГИ технические требования к самолёту с более высокими характеристиками.

ТБ-7 отличался от ТБ-3 более обтекаемой формой: были установлены зализы между основными агрегатами конструкции, гофрированную обшивку заменили гладкой, переднее шасси сделали убирающимся. Были применены воздушные винты с изменяющимся в полёте шагом. Из-за отсутствия высотных двигателей на самолётах опытной партии для достижения необходимой высоты полёта установили дополнительные поршневые двигатели М-100 для привода нагнетателя, обеспечивающего наддув и высотность четырёх основных поршневых двигателей АМ-34. На самолёте применили новейшие образцы электро-, радио- и навигационного оборудования, электропривод некоторых агрегатов управления двигателем. С внедрением этих нововведений была создана качественно новая машина. При использовании нагнетателя самолёт превзошёл по скорости все известные тяжёлые бомбардировщики и сравнялся с лучшими истребителями. Высокая манёвренность на высоте 8000—10 000 м обеспечивала прицельное бомбометание и хорошую защиту манёвром от зенитной артиллерии. Мощное оборонительное вооружение (по два пулемёта ШКАС и УБ, две пушки ШВАК) обеспечивало надёжную защиту от истребителей. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 4 т. Решение о серийном производстве было принято в 1938, однако первый серийный самолёт с четырьмя поршневыми двигателями АМ-35А был построен в 1940. Название Пе-8 дано этому самолёту после гибели Петлякова в 1942. Самолёт (рис. 1 и рис. 4) оставил значительный след в истории отечественной авиации; он (наряду с другими самолётами) применялся для нанесения бомбовых ударов по Берлину в первые месяцы Великой Отечественной войны; в 1942 на нем осуществлён перелёт с дипломатической миссией в США; в ходе войны эти самолёты наносили бомбовые удары по глубоким тылам Германии и её союзников. После войны Пе-8 применялся в Арктике как транспортный самолёт; взлётная масса достигла 35 т, весовая отдача более 50%. Всего построено 93 самолёта (кроме поршневых двигателей АМ-35А применялись М-82, М-105, АЧ-30Б и др.). После необоснованного ареста Петляков возглавил в ЦКБ-29 НКВД отдел, в котором в августе 1938 было начато проектирование высотного цельнометаллического истребителя «100» (рис. 2). Основное назначение самолёта — ведение боя со скоростными бомбардировщиками на высоте 6500—11 000 м. Для решения этой задачи впервые в отечественном самолётостроении экипаж истребителя размещался в герметических кабинах (в передней — лётчик, в задней — штурман и стрелок-радист). Силовая установка самолёта включала два поршневых двигателя М-105, каждый из которых имел два турбокомпрессора наддува ТК-2, разработанных в ЦИАМ. В управлении широко использовались электромеханизмы. Вооружение — два пулемёта ШКАС и две пушки ШВАК. Первый полёт «100» совершил 22 декабря 1939. В отчёте о государственных испытаниях особо отмечалось удобство герметичных кабин для длительного пребывания на больших высотах и высокие аэродинамические характеристики самолёта. Однако назначение самолёта было изменено. Анализ боевых действий в Испании показал, что успех применения бомбардировочной авиации во фронтовых операциях зависит от наличия пикирующих бомбардировщиков (это было подтверждено успешным применением самолёта Юнкерc Ju 87). Поэтому, ввиду отсутствия в СССР пикирующего бомбардировщика, позволявшего производить прицельное бомбометание, было принято решение создать на базе самолёта «100» пикирующий бомбардировщик без герметичной кабин и турбокомпрессора (оставив без изменения крыло, центроплан, шасси и оперение и установив четыре пулемёта ШКАС, бомбы до 1 т). Самолёту дали обозначение «100ПБ», затем «ПБ-100» и в 1940 — Пе-2 (рис. 3). В первомайском параде 1941 приняли участие серийные Пе-2.

В августе 1941 был построен двухместный истребитель дальнего действия Пе-3, являвшийся модификацией Пе-2. Было много сочетаний вооружения этого самолёта пулемётами УБ, ШКАС и пушкой ШВАК. Пе-3 применялись для патрулирования в зоне ПВО Москвы, для дальней фоторазведки, иногда для бомбометания.

В октябре 1941 ОКБ было эвакуировано в Казань на завод № 22, где в варианте истребителей были созданы Пе-2И (успешно прошедшие государственные испытания) и одноместный Пе-2ВИ (ВИ-1) с гермокабиной.

12 января 1942 в авиационной катастрофе Петляков погиб. ОКБ возглавил А. М. Изаксон, затем А. И. Путилов. В июне 1943 главным конструктором по серийному производству и модификациям Пе-2 назначен В. М. Мясищев (см. статью М), под руководством которого, наряду с успешным обеспечением выпуска серийных самолётов, осуществлена разработка ряда удачных модификаций; в 1940—1945 их выполнено около 30. Всего было построено свыше 11 400 самолётов Пе-2.

Литература:
Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР. 1938—1950, 2 изд., М., 1988.

В. Я. Гончаров.

«100».

Рис. 2. «100».

Пе-2.

Рис. 3. Пе-2.

Бомбардировщик ТБ‑7 В. М. Петлякова.

Рис. 4. Бомбардировщик ТБ‑7.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1998.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.