- крылатая ракета
крыла́тая раке́та беспилотный летательный аппарат одноразового действия с автономной системой наведения, снаряжённый ядерной или обычной боевыми частями, совершающий управляемый полёт в атмосфере. К. р. подразделяются на до-, сверх-, гиперзвуковые; стратегические и тактические; для поражения наземных и морской целей; авиационного, морской и наземного базирования. Управление К. р. осуществляется с помощью аэродинамических сил. В качестве маршевого двигателя применяется турбореактивный двигатель, турбореактивный двухконтурный двигатель, прямоточный воздушно-реактивный двигатель, комбинированный прямоточный воздушно-реактивный двигатель и другие Для сообщения дозвуковым К. р. наземного и морского базирования необходимой скорости полета на ней устанавливается ускоритель в виде ракетного двигателя твёрдого топлива. У сверхзвуковых К. р. с прямоточным воздушно-реактивным двигателем роль крыла при больших сверхзвуковых скоростях могут выполнять корпус ракеты и боковые воздухозаборники; разгон ракеты до скорости, соответствующей началу работы маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя (M∞ = 1,82,2), осуществляется либо с помощью заряда твёрдого топлива, располагаемого внутри камеры сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя (комбинированный прямоточный воздушно-реактивный двигатель) либо с помощью ускорителя в виде ракетного двигателя твердого топлива расположенного снаружи по бокам ракеты или по схеме «тандем». В зависимости от положения органов продольного управления относительно центра масс ракеты принято различать «нормальную» аэродинамическую схему (рули в хвостовой части корпуса), «утку» (рули в носовой части корпуса) и «бесхвостку» (рули на задней кромке крыла).
К. р. (прежде их называли беспилотными самолётами-снарядами) применялись Германией в конце Второй мировой войны (ФАУ-1). В США разработка К. р. начата в 50-е гг.
Созданы К. р. «Матадор», «Мейс», «Снарк», «Регулус», которые при дальности полёта 10008000 км и дозвуковой скорости были тяжёлыми и громоздкими (стартовая масса 5,527 т, длина 1020 м, диаметр корпуса 1,31,5 м). Достижения военной технологии 70-х гг. дали возможность резко повысить точность наведения К. р., уменьшить габаритные размеры и разместить их на подвижных пусковых платформах самолётах, кораблях, подводных лодках и мобильных наземных пусковых установках.
Отличительными чертами современных дозвуковых К. р. являются массовость их применения, малые высота полёта и заметность в радиолокационном, оптическом (инфракрасном) и акустическом диапазонах (см. «Стелс» техника). В качестве системы наведения стратегических дозвуковых К. р. с ядерной боевой частью применяется корреляционная система, в которой используется метод навигации по топографическим картам местности. Набор таких карт вводится в запоминающее устройство цифровой вычислительной машины ракеты. С помощью радио- и барометрических высотомеров вычисляется высота рельефа местности над уровнем моря, которая сравнивается с эталонными данными, заложенными в цифровой вычислительной машине. После определения координат автопилот возвращает ракету на расчётную траекторию. Точность выхода ракеты а район цели зависит в основном от точности карт и типа рельефа (равнина, предгорье, горы и т. д.). Для дезориентации системы ПВО полет от одного участка коррекции до другого совершается по криволинейному маршруту, а для уменьшения уязвимости с огибанием рельефа на малой высоте. Для К. р. с обычной боевой частью с целью повышения точности попадания в цель возможно применение систем конечного наведения с использованием датчиков в радио и оптическом диапазонах длин волн. Рассматривается также возможность использования для наведения К. р. систем, размещаемых на искусственный спутник Земли. Большое значение для будущих К. р. имеют перспективные экономичные двигатели и энергоёмкие топлива высокой плотности.
Основные данные дозвуковых стратегических К. р. США с ядерной боевой частью (дальность 2500 км, скорость 885 км/ч):
*С ускорителем.Показатель ALCM-B (AGM-86B) «Томагавк» (BGM-109A) Носитель Самолёт Подводная лодка, корабль Длина, м 6,32 6,18* Диаметр, м 0,61 (ширина) 0,517 Размах крыла 3,66 2,60 Масса, кг 1360 1440* А. П. Добролюбов.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.