- «Грумман»
Рис. 1. Истребитель Грумман F6F «Хелкэт».
«Гру́мман» (Grumman Aerospace Corporation) авиаракетостроительная фирма США. Образована в 1929 как «Грумман эркрафт энджиниринг» (Grumman Aircraft Engineering Corporation), современное название с 1969. Основной поставщик авиационной техники военно-морских сил США. Во 2-й мировой войне широко использовались разработанные фирмой палубные истребители F4F «Уайлдкэт» (первый полёт в 1939, построено около 8 тыс.), F6F «Хелкэт» (1942, построено 12 275, рис. 1) и бомбардировщик ТВ «Аренджер» (1941, построено около 10 тыс.). Позднее фирма создала: палубные истребители F8F «Бэркэт» с поршневым двигателем (1943), реактивные F9F «Пантера» (1947, построено около 1 тыс.) и «Кугар» (1951, построено 1985), F11F «Тайгер» (1954), палубные самолёты противолодочной обороны AF «Гардиан» с поршневым двигателем (1949) и S-2 «Тракер» с двумя поршневыми двигателями (1952, построено более 1 тыс.), палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Е-1В «Трейсер» с двумя поршневыми двигателями (1956), гидросамолёт U-16 «Альбатрос» (1947), лёгкие палубные военно-транспортные самолёты С-1 с двумя поршневыми двигателями (1955) и С-2 с двумя турбовинтовыми двигателями (1963), разведывательный и легкий ударный самолёт OV-1 «Мохок» с двумя турбореактивными двигателями (1959), реактивный самолёт радиоэлектронной борьбы ЕА-6А (1963). Основные программы 80-х гг.: производство палубных истребителей F-14 «Томкэт» (1970, рис. 2), самолётов радиоэлектронной борьбы EA-6B «Паулер» (1968) и палубных бомбардировщиков A-6 «Интрудер» (1960); постройка экспериментального истребителя X-29A (1984, рис. 3) с крылом обратной стреловидности; модификация истребителей-бомбардировщиков Дженерал Дайнемикс F-111 в вариант самолёта радиоэлектронной борьбы EF-111A. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблице.
М. А. Левин.
Таблица. Самолёты фирмы «Грумман».
* При изменении угла стреловидности от минимального до максимального.Основные данные F6F-3 A-6E F-14A E-2C Первый полёт, год 1943 1970 1970 1971 Число и тип двигателей 1 ПД 2 ТРД 2 ТРДДФ 2 ТВД Мощность двигателя, кВт 1490 3660 Тяга двигателя, кН 41,4 93 Длина самолёта, м 10,24 16,69 19,1 17,54 Высота самолёта, м 3,43 4,93 4,88 5,58 Размах крыла, м 13,06 16,15 19,64/11,65* 24,56 Площадь крыла, м2 31,03 49,1 52,5 65,03 Взлетная масса нормальная 5,53 26,55 максимальная 6 26,53 33,72 23,6 Масса пустого самолёта, т 4,1 12,09 18,04 17,2 Максимальная боевая нагрузка, т 8,17 6,58 - Максимальная скорость полёта, км/ч 605 (при массе 5,16 т) 1037 (у земли) 2550 602 Максимальная дальность полёта, км 1746 1627
(с максимальной боевой нагрузкой);5222
(с подвесными баками)3220 2580
(перегоночная)Потолок, м 11 430 12 925 15 240 9390 Экипаж, чел. 1 2 2 5 Вооружение или специальное оборудование 6 пулемётов
(12,7 мм)До 30 бомб по 227 кг или 3 бомбы по 908 кг и 2 подвесных топливных бака Пушка М-61 (20 мм, 675 снарядов), до 16 УР, бомбы РЛС AN/APS-125 (дальность обнаружения самолётов с высоты 9150 м 480 км, крылатых ракет 185 км)
Рис. 2. Истребитель Грумман F‑14 «Томкэт».
Рис. 3. Экспериментальный истребитель Х-29.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.