- дельтаплан
Рис. 1. Конструкция дельтаплана.
дельтапла́н планёр с балансирным управлением и гибким крылом, имеющим в плане вид буквы ∆. Состоит (рис. 1) из каркаса, выполненного из труб диаметр 3045 мм, на который натянута герметичная ткань (лавсан, дакрон). Ткань может быть подкреплена «латами» для придания ей соответствующего профиля. Поверхность крыла в полёте имеет вид двух конический поверхностей, совмещённых у вершины. В точке пересечения килевой и поперечной балок крепится подвесная система пилота, обеспечивающая его расположение сидя или лёжа. Подвесная система обеспечивает свободное перемещение пилота относительно трапеции, выполняющей роль ручки управления.
Идея создания балансирного планёра и её реализация принадлежат О. Лилиенталю.
Параметры его сборно-разборного планёра, созданного в 1891, а также его складывающаяся конструкция соответствуют современным, (масса 20 кг, размах крыла 6,7 м, площадь 13 м2). Балансирные планёры того времени и последующие имели недостаточную управляемость и были сложными в приобретении навыков пилотирования, так как пилот держался в вырезе крыла на локтях к предплечьях. Полёты на воздушных змеях (которые можно считать разновидностью Д.), буксируемых повозкой или судном, известны с начала XX в. В 1962 австралийские воднолыжники стали применять их для буксировки за канатом. Змеи имели различные формы: многоугольные, коробчатые, в виде звезды и т. п. Но наилучшей оказалась конструкция, запатентованная Ф. Рогалло (1951, США). Гибридное крыло Рогалло имело трапецию, обладало хорошей устойчивостью и довольно высоким для змеев аэродинамическим качеством (3,54).
Крыло современного Д. (рис. 2) имеет значительное удлинение оптимальный аэродинамический профиль и аэродинамическое качество Д. достигает 1214, масса конструкции 740 кг, нагрузка на крыло 56 кг/м2, диапазон скоростей полёта 2590 км/ч. Получили распространение мотодельтапланы, оснащённые небольшим двигателем (1015 кВт) для автономного взлёта и набора высоты (рис. 3). На Киевском механическом заводе имени О. К. Антонова создан Д. «Славутич-УТ» (рис. 4) который принят к серийному производству.
Литература:
Вейгелин К. Е., Очерки по истории летного дела, кн. 1, М., 1940;
Жеглов В. А., Рыбкин В. Б., Мацепуро О. В., Учись летать на дельтаплане, М,. 1960;
Козьмин В. В., Кротов И. В., Дельтапланы, 2 изд., М., 1989.А. А. Бадягин, Ю. В. Макаров.
Рис. 2. Формы крыла дельтаплана.
Рис. 3. Мотодельтаплан.
Рис. 4. Дельтаплан «Славутич-УТ».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.