- «Хьюз геликоптерс»
Рис. 1. Противотанковый вертолёт 500MD «Дефендер».
«Хьюз гелико́птерс» (Hughes Helicopters Inc.) авиастроительная фирма США. Ведёт начало от основанной в 1935 фирмы «Хьюз тул компани» (Hughes Tool Co.), была филиалом концерна «Хьюз корпорейшен» (Hughes Corp.), с 1984 филиал фирмы «Макдоннелл-Дуглас», получивший в 1985 название «Макдоннелл-Дуглас геликоптер» (McDonnell Douglas Helicopter Company).
В 193545 выпускала лёгкие спортивные самолёты. В 1947 построила самую большую в то время в мире военно-транспортную летающую лодку H-4 «Геркулес» цельнодеревянной конструкции (размах крыла 97,5 м, взлётная масса около 180 т, восемь ПД мощностью по 2240 кВт, совершила один полёт, выставлена в музее). С 1948 ведёт разработку вертолётов. В 1953 создала свой первый вертолёт «летающий кран» XH-17 («Флайинг крейн») грузоподъёмностью около 11 т. В дальнейшем были созданы лёгкий вертолёт Хьюз 269 (первый полёт в 1956) и его улучшенная модель Хьюз 300 (1961, построено более 2750 в гражданском и военном вариантах). Наибольшее распространение получил вертолёт Хьюз 500 (1963, используется в качестве административного, санитарного, спортивного и т. д., в армии США как разведывательный под обозначением OH-6 «Кейюз»). В 1974 фирма разработала противотанковый вертолёт 500MD «Дефендер» (рис. 1), в 1982 гражданский вариант Хьюз 500E. К концу 80-х гг. построено свыше 4100 вертолётов семейства Хьюз 500 в США и более 850 по лицензии в других странах. В 1975 был создан противотанковый вертолёт AH-64 «Апач» (рис. 2). Фирма разработала экспериментальный вертолёт NOTAR, у которого рулевой винт заменён системой щелевых сопел, выбрасывающих поток газов от ГТД (1981). В 1988 фирма начала разработку семейства лёгких гражданских вертолётов MDX с взлётной массой ~ 2,3 т и имеющих систему NOTAR. До 1990 построено около 6700 вертолётов всех типов. Основные данные некоторых вертолётов фирмы приведены в таблице.
В. В. Беляев.
Вертолёты фирмы «Хьюз геликоптерс».
Основные данные Многоцелевой Хьюз 300 Разведывательный OH-6A Противотанковый AH-64A Административный Хьюз 500E Первый полёт, год 1961 1963 1975 1982 Число и тип двигателей 1 ПД 1 ГТД 2 ГТД 1 ГТД Мощность двигателя, кВт 142 237 1260 313 Диаметр несущего винта, м 8,18 8,03 14,63 8,03 Число лопастей 3 4 4 5 Размах крыла, м 5,23 Длина вертолёта с вращающимися винтами, м 9,4 9,23 17,76 9,4 Высота вертолёта с вращающимися винтами, м 2,48 3,84 2,49 Сметаемая площадь, м2 52,5 50,6 168,1 50,9 Взлётная масса, т: нормальная 0,98 6,67 1,36 максимальная 0,97 1,22 8 1,61 Масса пустого вертолёта, т 0,49 0,56 4,99 0,65 Крейсерская скорость полёта, км/ч 150 240 260 260 Максимальная дальность полёта, км 370 610 670 515 Статический потолок (без учёта влияния земли), м 840 2315 3110 1860 Экипаж, чел 1 2 2 1 Число пассажиров 2 4 45 Вооружение . 1 пушка (30 мм), до 16 противотанковых УР, НАР, контейнеры с пулемётами (7,62 или 12,7 мм)
Рис. 2. Боевой вертолёт Хьюз AH‑64 «Апач».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.