- «Хокер Сидли»
Рис. 1. Пассажирский самолёт «Трайдент».
«Хо́кер Си́дли» (Hawker Siddeley Group) военно-промышленный концерн Великобритании. Ведёт начало от основанного в 1935 акционерного общества «Хокер Сидли эркрафт» (Hawker Siddeley Aircraft Co, Ltd), установившего финансовый контроль над рядом авиационных фирм: самолётостроительных «Хокер», «Армстронг Уитуорт», «Авро», «Глостер», двигателестроительных «Армстронг Сидли моторс» (Armstrong Siddeley Motors, Ltd). Указанное название с 1948. Двигателестроительный сектор выделился из концерна в 1959. В 1960 дочерними фирмами стали «Де Хэвилленд», «Фолленд» и «Блэкберн». В 1963 самолётостроительные и ракетно-космические предприятия концерна были сконцентрированы в дочерних фирмах «Хокер Сидли авиэйшен» (Hawker Siddeley Aviation) и «Хокер Сидли дайнемикс» (Hawker Siddeley Dynamics), соответственно, которые в 1977 вошли в состав фирмы «Бритиш аэроспейс». В годы 2-й мировой войны концерн выпустил 40089 самолётов и 38564 авиационных двигателя, в 194663 около 8 тыс. самолётов. Было продолжено производство ряда самолётов, разработанных бывшими дочерними фирмами (с 1963 под обозначением HS): пассажирских самолётов «Трайдент» с тремя ТРДД (первый полёт в 1962, см. рис. 1) и HS.748 с двумя ТВД (1960), административного самолёта HS.125 (1962) с двумя ТРД (ТРДД), реактивного бомбардировщика «Бакканир» (1958). Концерном разработаны и выпускались реактивные военные самолёты: СВВП «Харриер» (1966, см. рис. 2), учебно-боевой HS.1182 «Хоук» (1974), противолодочный «Нимрод» (1967, на основе пассажирского самолёта «Комета»). Основные данные некоторых самолётов концерна приведены в табл. 1, 2.
М. А. Левин.
Таблица 1 Военные самолёты концерна «Хокер Сидли».
Основные данные Палубный бомбардировщик «Бакканир» S.2 Истребитель бомбардировщик «Харриер» GR.1 Базовый самолёт противолодочной обороны «Нимрод» MR.1 Учебно-боевой самолёт HS.1182 «Хоук» Первый полёт, год 1963 1966 1967 1974 Число и тип двигателей 1 ТРДД 1 ТРДД (подъёмно-маршевый) 4 ТРДД 1 ТРДД Тяга двигателя, кН 49,4 95,5 54 23,8 Длина самолёта, м 19,33 13,87 38,63 11,17 Высота самолёта, м 5 3,43 9,03 4,1 Размах крыла, м 13,41 7,7 35 9,39 Площадь крыла, м2 47,8 18,68 197 16,7 Взлётная масса, т: нормальная 24,5 7,62 (вертикальный взлёт) 80,5 максимальная 28,12 11,34 (взлёт с разбегом) 87,1 7,75 Масса пустого самолёта, т 13 5,53 39 3,4 Боевая нагрузка, т 7,25 2,27 6,12 2,56 Радиус действия, км 950 92 (вертикальный взлёт); 230 (взлёт с разбегом) 560 Максимальная скорость полёта, км/ч 1038 1185 880 1000 Потолок, м 14 500 15 240 12 800 13 500 Экипаж, чел 2 1 12 2 Вооружение и спецоборудование НАР, УР НАР, УР Поисковые системы, гидробуи, глубинные бомбы, торпеды 1 пушка (30 мм), НАР Таблица 2 Гражданские самолёты концерна «Хокер Сидли».
* С указанной нагрузкой.Основные данные Пассажирские Административный HS.125-700 HS.748-2 «Трайдент» 3В Первый полёт, год 1961 1969 1976 Число и тип двигателей 2 ТВД 3 ТРДД и 1 ТРД** 2 ТРДД Тяга двигателя, кН 3×53,2 и 1×23,4 16 Мощность двигателя, кВт 1570 Длина самолёта, м 20,4 40 15,46 Высота самолёта, м 7,6 8,6 5,36 Размах крыла, м 30 30 14,33 Площадь крыла, м2 75,4 138,7 32,8 Максимальная взлётная масса, т 20,2 68 11,57 Масса пустого самолёта, т 11,6 37,9 5,83 Число пассажиров 58 171 14 Коммерческая нагрузка, т 5,35 14,7 1,01 Максимальная дальность полёта, км 3300
(3,4 т)*2000 4480 Максимальная скорость полёта, км/ч 420 935 808 Экипаж, чел 3 3 2
** Работает только на взлёте.
Рис. 2. Самолёт вертикального взлёта и посадки «Харриер».
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.