- фокус аэродинамический
Положения аэродинамического фокуса и центра давления.
фо́кус аэродинами́ческий точка приложения приращения подъёмной силы ∆Y при изменении угла атаки α. В Ф. а. (XF на рис.) коэффициент продольного момента mz не зависит от угла атаки или коэффициента подъёмной силы cy (см. Аэродинамические коэффициенты). Понятие Ф. а. применимо к профилю, крылу, самолёту. Положение Ф. а. определяется в долях САХ. При Маха числе полёта М∞ 1 фокус профиля расположен примерно на 25% САХ, при М∞ > 1 примерно на 50% САХ. На положение Ф. а. летательного аппарата влияют характеристики крыла, горизонтального оперения, фюзеляжа и др., а при больших приборных скоростях и упругие свойства конструкции. Наряду с Ф. а. по углу атаки используется понятие второго фокуса по углу отклонения закрылков, элевонов. Понятие Ф. а. оказывается особенно полезным при анализе устойчивости летательного аппарата в области линейного участка зависимости коэффициента подъёмной силы от угла атаки, так как положение Ф. а. на докритических числах М зависит только от аэродинамической схемы (на закритических числах М зависит и от числа М) и не меняется при изменении угла атаки в отличие от положения центра давления XД, которое меняется при изменении угла атаки. Понятие Ф. а. крыла и самолёта введено <<С. А. Чаплыгиным в 1922.
Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.